Узорочье
Русский песенный фольклор. Часть 2
Это 2 материал из цикла статей, в котором подробно рассматривается русский песенный фольклор.
Статья 1 – Русский песенный фольклор. Часть 1
Статья 2 – [Ты здесь] – Русский песенный фольклор. Часть 2
Типы песен и их характерные особенности
Марные песни
Что было характерно для марных песен всех трёх типов? Во-первых, многократное повторение сочетания глухих согласных и шипящих с самыми нижними гласными «и» и «у». В них часто можно встретить речитативы «ой», «ай», «ах» и т.д. и образы, связанные с Марой, с луной, с потерей, со смертью и т.д.
Марные песни сопровождали определённые стороны обряда жизни. Они пелись затем, чтобы облегчить какие-либо жизненные ситуации. Например, тризные пелись на Тризну, плакательные – когда провожали парня или отдавали девку замуж в другой род и т.д.
Читай также: 👉 Обряд Тризны.
Помимо этого, марные песни употреблялись, чтобы очиститься от подобных состояний. Физически, например, никто не умер, но человек ощущает, что умерла какая-то часть его хари. Сама харя не уйдёт, ей тепло, сухо и комфортно – её необходимо проводить.
Марные песни отпевались, чтобы совершить переход из одного состояния в другое. Они сопровождали какие-либо мелкие обряды, например, изготовление куколок лихоманок, ольшанок, злыдней, простое наговаривание на палку, веретено. Человек делал соответствующую куколку, выговаривая на неё, выпевая любую отрицательную эмоцию, а затем сжигал куколку в костре. Тут правомерны даже погребальные песни, если хотите освободиться от очень большой боли (ситуации), в которой вы душевно умирали не один раз. Отпели, отговорили – сожгли физический носитель.
Марные песни не могут употребляться на свадьбах (кроме первого дня, провожального), а также во время сотворения чего-либо благого, потому что любая вещь записывает информацию в себя. Так, например, нельзя петь песню «Чёрный ворон», сотворяя рубаху. В этом случае необходимо либо сжечь такую рубаху, либо вас в ней и похоронят.
Многие этнографы говорят, что на Руси было очень много грустных песен. На самом деле, весёлых песен тоже было очень много, но не каждый современный исполнитель решится спеть обрядовые песни, которые сохранились в этнографии – для этого надо иметь широкий голосовой спектр и очень хорошо владеть голосом. Поэтому так сильно отличаются сценический и этнографический фольклор.
Дажные песни
Дажные песни призваны создавать в человеке состояние благодати.
Рабочие песни сопровождали практически каждый вид действия человека. Были песни, которые пелись во время прядения, вышивания. Существовали рыбацкие песни, которые мужчины пели не только во время выхода в море за рыбой, но и во время морских путешествий, во время плетения сети и т.д. Таких песен известно большое количество.
Игровых потешных и обрядовых (славиц – праздничных) песен сохранилось не так уж много, но они есть.
Для всех дажных песен характерно сочетание рычащих согласных и самых сильных гласных. Обязательно наличие большого количества сонорных и звонких согласных. Речитативы «ла-ла-ла», «Лада-Лада», «Леля-Леля» как элементы песен тоже создавали определённый настрой и ритмику.
В дажных песнях есть образы как явного мира – людей, князей, благих поступков – так и имена или образы Богов. В них встречаются звериные мотивы, ведь каждый род животного царства тоже связан с определённым Богом. Могут быть образы растительные: все знают, что дуб связан с Родом, рябина – с Макошью, ива – с Девой Додолой.
Соответственно, если в песне появляется данный образ, мы можем понять, о чём на самом деле в ней рассказывают, о каких действиях Богов и о каком испытании Боги предупреждают людей.
Какие образы заложили наши предки в русские народные песни и игры, ты узнаешь из книги👇
Мондрые песни
К сожалению, мондрых песен сохранилось небольшое количество, в особенности обрядовых переходных. Для них характерны следующие признаки:
- напрямую называются имена князей, полубогов и Богов;
- песни представляют собой героический эпос – описание деяний героев, борьба добра со злом.
- призыв быть подобным данным личностям.
Язык мондрых песен представлен кричащими, призывными слогами, частым повторением слога «ра», торжественным ритмом и большим количеством гласных в тексте. В таких песнях достаточно короткие строчки, большое количество ключей, нерастянутая структура, как у маршей.
Былинные песни имеют сказительный характер, они полурассказывались-полупелись.
Для боярых песен характерны выкрики, призывы достичь состояния Бога. К таким песням часто относятся воинские, маршевые песни, которые пели перед боем для того, чтобы «возъяриться», чтобы у мужчины было желание защищать свою землю.
Обрядовые переходные песни – не многочисленные, но очень важные. Для этих песен характерно наличие путешествия в потусторонний мир либо в другой мир. По сути, это песни-инструкции, прямые указания, как обогатиться каким-то качеством души, обрести какую-то благодать, добраться до Богов и т.д. В них всегда присутствует мотив путешествия.
Какие тайны скрывают древнерусские сказы, ты узнаешь из аудиозаписи👇
Песенный фольклор. Скрытые образы песен
Поскольку большое количество песен создавалось в период двоеверия либо тяжёлых, критических ситуаций, то, чтобы не разрушить магию песни, появляется так называемый второй пласт образов, скрытый за каким-то символизмом. Песня, как и сказка, часто рассказывает не о том, что находится во внешнем контексте, представляя собой «оберег в обереге» (так называемое наузничество).
Исторически вместе со всплеском фольклорных, песенных элементов на Руси появились и узловые орнаменты – витиеватые буквы алфавита в начале строчек в книгах в виде листиков, цветочков, украшенные зверями, «кельтские узоры» – витиеватые переплетающиеся линии. Подобные орнаменты – это состояние оберега в обереге, отражающее стремление спрятать сами символы. Например, там можно встретить знаки засеянного поля, Коловраты, но, поскольку они нарисованы лентами, завиты и перевязаны между собой, читать их более сложно, чем линейно-графический орнамент.
В это же время сама азбука становится витиеватой, появляются буквицы. Пример тому кириллица, глаголица, поздний вариант вендицы. Это происходило в период предхристианских алфавитов, перед официальным крещением Руси. В такой замысловатой, витиеватой форме выразилось стремление спрятать образы, которыми народ творит, осмысляет мир и которые являются элементами магии от чужих людей.
Песни устроены так же, как и эти орнаменты – внутренний их смысл спрятан. Для того, чтобы расшифровывать песни, надо хорошо знать мифологию и обладать простой логикой, мышлением.
Песня «Ой, то не вечер, то не вечер…»
Разберём одну из самых распространённых песен – «Ой, то не вечер, то не вечер». В основе сюжета – сон, в котором что-либо привиделось. Наши предки воспринимали сны как путешествие духа в другой мир в состоянии ведагони. Ведагонь – это тонкая нить, которая связывает наш дух с душой и телом. Дух – это веретено, на него намотана покутная нить, она же ведагонь. Когда она начинает уплотняться в мире, створаживаться до клубка – образуется мир души. Клуб – это и есть душа, она имеет несколько уровней, как многоуровневый клубок. В самом центре клубок самый плотный – это физическое тело. Это кратко о том, как сотворяется человек.
Состояние ведагони – это состояние выхода на грань мира души, попытка посмотреть, в каких ещё мирах существуют внешние слои твоего клубка, твоей души, твоего духа.
Причитание «Ой, мне малым-мало спалось» – «ой» – «о» – Всемирье, «й» – проникновение в другой мир.
«Малым-мало» – «ы» меняется на «о», «лы» меняется на «ло» – сила, единящая небо и землю – идёт процесс проникновения в другие миры.
«Спалось… во сне привиделось» – «ось», также указание на то, что происходит выход в другие миры.
«Мне во сне привиделось, Будто конь мой вороной, Разыгрался, расплясался, разрезвился подо мной». Конь – это образ Даждьбога и образ духа. Оседлать коня – оседлать собственный дух. То, что конь «разрезвился, расплясался» говорит о том, что данный человек не особо управляет своим духовным путём, его куда-то несёт, а куда, он не совсем понимает.
«Налетели ветры злые, Ой, да с восточной стороны Да сорвали чёрну шапку С моей буйной головы». Ветер у наших предков именовался Стрибог. Стрибог вышел из самого дыхания Рода – он воплощение чистого духа Рода, поэтому не может быть злым. Но здесь противоречивое сочетание «ветры злые». Зло писалось через букву «зело», т.е. чрезмерно много. Это говорит о том, что герой действующей песни находится в мире, где чрезмерно много всякого и разного, и он с этим управиться не может.
«Сорвали чёрну шапку». Что такое шапка для русского человека? Головные уборы, закрывающие волосы, начинали носить, когда приобретали какой-то статус и начинали нести ответственность за свои действия и за того, кого ты притянул в свою жизнь. Буйный человек – это ярый, не управляющий собственной ярной энергией. Он уже вошёл в возраст, а управиться со своей хотью ещё не может.
«Отвязался лук разрывчатый, Ой-да со правого плеча, Рассыпались востры стрелы, Ой-да по Матушке-Земле». Лук – это символ намерения, чёткого осознания, чего тебе от жизни надо. Стрелы – это желания, хотения. Раз лук разорвался, стрелы рассыпались на землю – это означает, что человек не знает, чего хочет и имеет много целей, которые никак не связаны.
Атаман говорит: «Пропадёт твоя буйна голова», – т.е. если ты будешь жить в прежнем состоянии буйства, не управлять своими желаниями и эмоциями, ты пропадёшь.
Дальше идёт повторение первого куплета.
Получается, что во сне герой получает указание, что он живёт не так и ему необходимо поменять свои желания и намерения, обуздать собственный дух и выбрать, чего он хочет. Песня описывает состояние возраста юности, когда уже необходимо выбрать и дальше создавать что-либо, где можно будет проявлять свой выбор: или создать семью, или, для мужчины, создать артель, начать чем-то управлять, показывать себя как хозяин этого мира. Эта песня по типу марная, провожальная. Она провожает определённое состояние и помогает от него освободиться.
Читай также: 👉 Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве.
Песня «Что ж ты, княже, сидишь без сна»
Что ты, княже, сидишь без сна
На высоком на берегу?
Ноченька, ох темна
На руку ворогу…
Сердце голосом голосит,
Холодом обливается.
А в родимой Руси
Матушка мается.
Не одна сгинет вдалеке
Удалая головушка.
Камушки по реке
Окропит кровушка.
А Любаву не за меня
Выдадут, не поскупятся.
За царя ль, за бондаря ль –
Стерпится-слюбится.
Что ты, княже, сидишь без сна
На высоком на берегу?
Ноченька, ох темна
На руку ворогу.
Князь для славян – руководитель воинов, войска, и становился он в управление только на период войны – весь остальной период управляло вече. Состояние князя – состояние, когда ты отвечаешь не только за свою семью, но за весь род, который объединяет несколько разных семей, разных родов.
У славян род – это единое целое из двух веток, отцовской и материнской. Женщина приносит обновление мужчине, а мужчина даёт женщине новый путь – это взаимосочетаемые и взаимоважные вещи, одно без другого не существует.
Состояние без сна – это состояние пребывания постоянно в Яви, состояние напряжённое, на грани ума и разума. Он по каким-то причинам не хочет или боится уйти в чуйный мир, откуда могут прийти знания от предков. Это состояние разумности.
На протяжении всей песни часто повторяются гласные «у» и «о». «О» – это Всемирье, а «у» – начало процесса творения материального мира, отсюда слова «уд», «утка», «удила», «удилище». Это означает, что вся песня будет рассказывать о начальных этапах творения любого мира.
Всё начинается с границ ума-разума, с ответа на вопрос «Кто я есть, что я могу?» Это метание между умом и разумом характерно для любого мира.
«Ноченька ой темна». Темнота – это утробное состояние. Ворог – «во» – это движение вовнутрь, «ро» – свет внутренний. Ворогом являются все внутренние хари, это состояние преодоления самого себя. Это песня о самопознании.
«Не одна сгинет вдалеке удалая головушка, Камушки по реке окропит кровушка». Это означает, что вдалеке должно сгинуть – состояние хари, удалые головы – это враги, с которыми надо биться. А чтобы отпустить собственные хари, надо поплакать.
Что такое камень, что такое река внутри нашего сознания? Река – это течение, это кровь, это память всего рода, наследие. А камни – это ваши родственники, которых вы считаете своими врагами и сильней всего с ними бьётесь. Между тем, они являются для вас отражением ваших собственных харь, а значит, лучшими учителями. Вы бьётесь только по одной причине – потому что одинаковы. Естественно, что эти битвы часто приводят к внешнему или к внутреннему кровопролитию. «Окропит кровушка» – это плач души кровавыми слезами.
Как наладить связь со своим родом, ты узнаешь из семинара👇
«Сердце голосом голосит, Кровушкой обливается, На родимой Руси Матушка мается» – куплет о том, что сердце плачет в результате этой битвы. Помимо физической матери, которая всегда переживает, когда ребёнок начинает меняться, Матушка – ещё и тот мир, в который вас зародили родители. Когда начинаются преобразования, страдает не только сердце. Первое, что начинает колыхаться – это те устои, которые внушили вам ваши родители, исходя из своих собственных установок. Именно «Матушка» начинает «маяться». Маяться – колебаться, приходить в движение.
«Что Любаву не за меня Выдадут – не поскупятся За царя ль, за бондаря ль – Стерпится-слюбится». Если человек не осиливает путь внутреннего преобразования (Любава – это душа, сердце), душа часто начинает заниматься не своим делом, идёт не своим путём.
Бондарь – это барыжник, продажник. У души в этом теле всегда есть выбор – жить по-царски или быть за царём, т.е. за умом, замужем, либо быть за бондарем, т.е. за разумом. А разум – это шаблонность. Выбор между состоянием «слюбится» либо «стерпится».
В конце песни идёт повторение первого куплета как обращение, центровка на данной теме.
Читай также: 👉 Как изгнать бесов внутри себя.
Данная песня рассказывает о том, что для того, чтобы пройти путь самопознания, необходимо отказаться от собственных харь. Это очень болезненный путь, в котором страдает не только сам человек, но и его ближайшее окружение. Человек начинает биться с собственными родными, поскольку они являются воплощением таких же харь. От этого страдает сердце, душа, потому что она знает, что в мире есть два пути: либо заниматься своим делом, т.е. выполнять своё собственное предназначение, либо жить в разуме, в шаблонности. Самое глубинное колыхание при изменении – это изменение материка сознания, того мира, который заложили родители. Выбор между умом и разумом уже заложен в княжеском состоянии сознания.
В песне часто повторяются сочетания «др», «гр», «бр», корни «куп», «дар», «ар». По типу она обрядовая переходная – помогает перейти, совершить изменения.
Русский песенный фольклор
Причина создания кармических узлов или родовых программ.
Путь познания бога у наших предков.
Природа, как духовный учитель человека.
Возникновение письменности.
Значение слова песня.
Русский песенный фольклор. Типы песен и их характерные особенности.
Применение песен на Руси.
Понятие «вера» и «веда».
Расшифровка песен.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Тайнопись Русского языка».
П.С. Для тех, кто хочет научится правильно понимать любимые песни, рекомендуем изучить семинар «Магия русской песни»👇