Узорочье
Русский песенный фольклор. Часть 1
Это 1 материал из цикла статей, в котором подробно рассматривается русский песенный фольклор.
Статья 1 – [Ты здесь] – Русский песенный фольклор. Часть 1
Статья 2 – Русский песенный фольклор. Часть 2
Культура наших предков богата песнями. Принято считать, что русский песенный фольклор в большинстве своём грустный и заунывный, под него хорошо плакать и страдать. Однако это не так.
В данном материале я расскажу для чего и в каких ситуациях наши предки пели, какой смысл и силу несли песни и что скрывалось за образами, заложенными в песне.
Происхождение письменных знаков
Рассказ о песнях стоит начать с происхождения письменности. И здесь я обращусь не к официальным версиям языковедов, а к тем, что описаны в произведениях народного эпоса. В частности, в карело-финском эпосе, представленном в виде фольклорного сборника «Калевала».
Данное произведение достаточно долго не переводилось на русский язык. Первый перевод отдельного отрывка был сделан в 1822 году. В 1888 году был сделан перевод Л.П. Бельского, который считается лучшим до сих пор – все последующие переводы лишь дополняли его.
К языку Калевалы и к её ритмике надо привыкнуть – такая плавноступеньчатая ритмика характерна для всех сказаний. Многие современные люди, сталкиваясь с трудностью языка, с непривычностью ритмики, рифмы древнего произведения, быстро бросают его читать, хотя эти произведения напитаны большой мудростью наших предков и в нём скрыто множество уроков. Если читать Калевалу детям, то она воспитает мужественные и храбрые сердца. Но читать надо правильно, чтобы ребёнку понравилось, а для этого родителям надо не лениться и считать ритм.
Первая руна (глава) Калевалы, вступительная её часть, рассказывает о рождении слова вообще и о том, в каком виде существовало первое слово:
… Слов других храню немало
И познаний, мне известных:
Я нарвал их на тропинке,
Их на вереске сломал я,
Их с кусточков отломил я,
Их набрал себе на ветках,
Их собрал себе я в травах,
Их я поднял на дороге,
Пастухом бродя по тропкам,
И на пастбищах мальчишкой,
Где луга богаты медом,
Где поляны золотые,
Вслед за Мурикки-коровой
И за пёстрой идя Киммо.
Насказал мороз мне песен,
И нанёс мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны,
Мне слова сложили птицы,
Речи дали мне деревья.
Я в один клубок смотал их,
Их в одну связал я связку,
Положил клубок на санки,
Положил на сани связку
И к избе привез на санках,
На санях привез к овину
И в амбаре под стропила
В медном ларчике их спрятал…
перевод Л.П.Бельского
В этом отрывке говорится о природном происхождении письменности и языка вообще. Похожее мы находим и в Старшей Эдде, где Один увидел руны в упавших ветках и спутанных корнях древа.
В китайских мифах об обретении письменности – та же самая традиция: сидел Первобог в корнях Мирового Древа и в журчании струй, в переплетении корней Мирового Древа увидел первые письменные знаки.
Данный мотив повторяется практически у всех народов. И это является доказательством того, что самая первая письменность была графическая, имела строгие градусы углов, ибо делалась по матрице мира.
Письменные знаки – не что иное, как хитросплетения, которые можно найти в природе.
Человек, собирая веточки с разными углами, зарисовывая их, стремился создать узлы, похожие на те письменные знаки, которые он встречал в природе. В итоге он завязывал эти узлы, как правило, на длинном шнурке из тонкой кожи, который затем сматывался в клубок и, действительно, клался в медный ларчик.
С чего начинается система протообразов, ты узнаешь из семинара👇
Путь познания Бога, зашифрованный в сказках
Мотив медного ларца нашёл отражение в более поздних русских сказках, где Иван-дурак ищет смерть Кощея в ларце, который висит на дубе. Сказка говорит нам, что сама суть её заключается не во внешних действиях героя, как это понимается сейчас, а в том внутреннем преобразовании, которое происходит с человеком на пути к Богу. Дуб является символом оста, крепости воли, силы духа. А ларчик – сама душа, куда мы должны погрузиться.
Душа – это эмоции не только нашего тела, событий этой жизни, но и все те эмоции, которые испытывали наши предки. Все сильные эмоции создают родовые программы, родовые или кармические узлы. Затем они запечатлеваются в душе, закладывая будущую матрицу, по которой начинает формироваться уже тело человека.
Вспомните, какое животное Иван-дурак первым вытаскивает из ларчика Зайца. А заяц – это символ страха. Получается, что первое, от чего человек должен освободиться на пути к Богу, это от страха, от различных отрицаний. Когда человек говорит: «Я не могу, я не умею, это не моё» и т.д., то на самом деле он всего лишь боится. Страхи могут быть как собственные, берущие начало из глубокого детства, так и родительские в тот период, когда человек познавал мир, находясь во чреве, либо ещё глубже. Надо начинать со своих собственных и двигаться вглубь.
Затем из зайца вылетает утка или селезень. Во всех мировых мифах утка или селезень – это птица, которая сотворяет Землю, доставая её из Моря-океана, она символ творения. Поэтому второе, что необходимо сделать человеку для познания Бога, для познания самого себя – это пробудить собственные творческие силы, начать творить свой окружающий мир, осознавая, что мы творим его каждым словом, каждым делом и каждым недеянием, отказом от действия – это тоже сотворяет определённые события нашей жизни.
Из утки выпадает яйцо, как символ целостности мира, которое падает в Море-океан, т.е. в подсознание, в протосознание. Фактически, после того как человек становится творцом своей материальной реальности, следующая ступень к самопознанию – осознание того, какая Вселенная была сотворена всеми твоими предками, народом, вообще родом человеческим на Земле. Это работа с островом Буяном сознания, с протосознанием.
Затем из яйца достаётся игла, которая надламывается. Игла – это символ оста. Чтобы обрести Бога в себе, необходимо совершить самое страшное деяние –убить собственную самость, т.е. отказаться от «я» полностью. И тогда поймёшь, что ты – часть мира. Для некоторых людей это настолько страшно, что им проще пройти через физическую смерть и ощутить это единение с Богом. На самом деле, ни русские сказки, ни самопознание большинства культур мира не отрицает того, что можно при жизни обрести себя в Боге, пройдя мнимую смерть, духовную инициацию, самоинициацию – называйте это, как хотите.
Как расшифровать привычные для нас сказки, ты узнаешь из семинара👇
В первой руне в Калевалы мы наблюдаем то же самое: человек собирает свои знания, наблюдая за окружающим миром, потому что самая ценная книга, самое ценное слово, которое даровал нам Бог, разлито в природе. Славяне потому и называются родноверами, что они видят Рода в природе, изучают его.
Славяне всегда считали, что им не нужны ни специальные храмы, ни капища – без них можно обойтись. Это всего лишь знания для тех, кому тяжело читать в природе. Поэтому чуры, стоящие меж границ разных княжеств, разных родов, разных народов, раньше были покрыты надписями, заповедями невидимых Богов. Фактически чуры повествовали не только о том, каким Богам поклоняются на данной территории, но и по каким конам, законам люди живут.
У каждого человека был выбор, переступать или нет через установленную границу. Если, ты переступаешь, значит, принимаешь вежество данного народа и следуешь его конам. Если не переступаешь – ищи другое место, приемлемое для тебя.
Считалось, что высшим духовным учителем для человека является не волхв, не жрец, не родитель, а сама природа. Она и есть высшее слово Бога. Именно это слово стремился человек запечатлеть, записать, завязать, т.е. соединить со своим миром.
Песенный фольклор как способ воздействия на мир
Русский песенный фольклор – это самая богатая жила народной культуры. Возможно, это связано с тем, что на Руси каждое действие сопровождалось песней.
Песенный фольклор начал бурно развиваться, когда после христианизации Руси начались гонения на магические приёмы, заговоры и сопровождающие их обрядовые действия. Здесь народ запел с удвоенной силой, компенсируя запрет.
Во времена любой войны, любой тяжёлой годины для народа отмечался всплеск именно песенного фольклора. Это объяснимо: песня – это следующая (после заговора) ступень воздействия на окружающую среду и на человека.
Значение слова «песня»
Слово «песня» писалось несколькими способами.
С точки зрения Яви в разных способах написания слова «песня» всегда сохраняется три слога, т.е. слово имеет одинаковое количество смысловых корней.
Буква «п» в начале слова. В русском алфавите их было две: одна означала «предел» (предел развития), вторая, обратная перевёрнутая буква «п» называлась «престол» и символизировала движение человека вверх совместно с соратниками, с родом, опираясь на одну основу. Эта буква рассказывала о том, что движение вверх, к Богу бесконечно.
В двух случаях написания слова «песня» после «п» стоит гласная «есть» – Е, которая символизирует наполненность и соединение всех трёх миров – Нави, Яви, Прави – прошлого, настоящего, будущего – за счёт света, силы воли, естества жизни.
Но есть и другое написание, через гласную «ижеи» – i, которая символизирует преодоление хладности за счёт веры. На Руси была поговорка: «Пока познаёшь – веришь, как только ведать начинаешь – верить перестаёшь». Вера по-своему слепа, это полагание на авторитет. Это ещё не понимание, но доверие. Вера символизирует состояние явной, творческой любви, преобразующей материальную действительность. Она основана на договоре и на доверии, когда ты допускаешь человека до обговоренных вами границ в свою собственную жизнь, и он тебя, соответственно, тоже.
Когда ты начинаешь понимать законы мироздания в вере, тогда появляется ведание – оно выше веры. Вера – это «веда-ра», а веда – это веда Даждьбога, т.е. благодати. Когда мы видим свет – это означает, что мы знаем или понимаем, что есть и тьма, противоположность. Благодать же не имеет противоположности, поэтому веда в этом отношении – это понимание того, что всё, что не даётся, дано Богом в благодать. Когда начинается ведание – вера заканчивается.
Наличие буквы «ижеи» краткого в одном из способов написания слова «песня» говорит нам о том, что выбор между пределом и престолом начинается тогда, когда человек встаёт на путь веры, за счёт которой преодолевают собственную хладность тела, души и чела (леность, обидчивость и разумность, т.е. тупость).
В трёх вариантах написания этого слова во втором слоге после руны «свет» находится гласный «ерь» – ь, символизирующий зародыш света во тьме. Есть вариант написания слова «песня», где больше навных букв. В этом варианте есть буква «ять» – Ѣ, которая символизирует тьму, т.е. свет преодолевает тьму.
Есть три варианта, как пишется третий слог слова «песня». Букв «н» было две – «наш» и «нужда» – соответственно, и смысла два. Когда в конце слова пишется буква «ять», она символизирует прорастание зародыша света из тьмы в мир материи, т.е. свет обретает телесную форму. Это Явь телесная.
В четвёртом варианте слова на конце пишется «а»-йотированная. Буква является признаком мира Слави, она содержит в себе чир (вертикальную черту, символизирующую разделение пространства, усилие), горизонтальную черту (меру выбора) и букву «аз» – человек, идущий по познанию Бога. Сама буква означает опору на первоосновы и осознанный выбор черты (переступать её или нет) человеком, который идёт к Богу.
Также есть вариант написания слова «песня» через «юс» большой йотированный – Ѭ. Данная буква символизирует труд, преодоление самим человеком своего прошлого, своей материальной природы и душевных порывов, устремление к чистому духу, к объединению с естеством мира. Это уже понятие полубожественного состояния.
Песня в целом – это форма, которая даёт выбор между пределом и престолом, соединяет нас с естеством мира, позволяет нам свет взрастить либо свет наш внутренний пробить сквозь тьму, и устремляет нас на поиск соратников наших, чтобы преодолеть нужду, либо в своём собственном теле, либо в своей душе, либо во Всемирьи, т.е. в духе.
Разность между написаниями слова «песня» позволяла понять, какие основные типы песен существуют и для чего.
Вариант написания слова «песня» с марными буквами – пiсъня – обозначал песни, которые исполняли марную функцию. Их было три типа: провожальные, тризные и плакательные.
Песни, которые развивали, давали человеку ощутить разные состояния души – это дажные песни – слово писалось как ПΕСЬНЯ. Они делятся на рабочие, игровые и обрядовые славицы (праздничные). Те песни, которые были рабочими, пелись только для тела – это третий вариант написания – пясьня.
Мондрые песни, которые давали силу духу, делились на обрядовые переходные, боярые и былинные – пЕсьня (долгое я). Исходя из того, к какому типу принадлежала песня, она не только имела соответствующее название, но ещё и содержала внутри ключи, образы, соответствующие данному типу.
***
В следующей статье мы продолжим знакомиться с русским песенным фольклором и подробнее разберем типы песен и их характерные особенности.
Русский песенный фольклор
Причина создания кармических узлов или родовых программ.
Путь познания бога у наших предков.
Природа, как духовный учитель человека.
Возникновение письменности.
Значение слова песня.
Русский песенный фольклор. Типы песен и их характерные особенности.
Применение песен на Руси.
Понятие «вера» и «веда».
Расшифровка песен.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Тайнопись Русского языка».
П.С. Для тех, кто хочет научится правильно понимать любимые песни, рекомендуем изучить семинар «Магия русской песни»👇