Родолад, Узорочье
Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 1
Это 1 материал из цикла статей, в котором подробно рассматривается календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве.
Статья 1 – [Ты здесь] – Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 1
Статья 2 – Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 2
Для тех, кто занимается научными исследованиями русской культуры, не является секретом, что любое произведение народного творчества имеет конкретное назначение, цель, с которой оно веками передавалось из поколения в поколение.
Одной из самых важных целей любого вида народного творчества, на мой взгляд, является духовное, нравственное воспитание.
Календарно-обрядовая поэзия имеет достаточно много жанров, которые описываются и систематизируются в различных научных трудах.
Основные труды, посвященные календарно-обрядовой поэзии, приходятся на конец XVIII-го, XIX-й и середину XX-го вв. Все они исследуют этот вид народного творчества как некую систему, которая составляет наше прошлое и поэтому является поводом для гордости, для сохранения этих знаний.
В научных трудах отмечается, что в народном сознании разные жанры тесно переплетены: и календарно-обрядовая, и семейно-обрядовая поэзия, и детский фольклор – связаны между собой.
Еще в начале XX-го века, народная поэзия являлась неотъемлемой частью естественной среды, в которой формировался человек. Это приводило к созданию цельного системного мышления у человека.
Да, такое мышление было отчасти мифологично в силу того, что календарно-обрядовая поэзия основывалась на мифологии.
Помимо языческой мифологии, в традиционный народный фольклор гармонично вплетались элементы из христианской религии. Такое причудливое соединение двух форм мышления (языческой и христианской) приводило к формированию неких внутренних нравственных категорий, необходимых человеку для формирования полноценной личности.
В чем же секрет такого огромного влияния русского народного фольклора на жизнь и характер человека?
Кологодные ритмы жизни
Первое, с чем связана близость календарно-обрядовой поэзии русскому человеку – её естественность, невероятная общность с природными ритмами, понятными любому крестьянину.
Наши предки, ведущие аграрный образ жизни, жили и творили в ритме природы: весь годовой круг был четко поделен на четыре периода ключевыми точками, образуя символ «Вертикальный крест в круге».
«Вертикальный крест в круге» – древний солярный знак, не имеющий принадлежности к какой-либо конкретной нации, культуре. Этим знаком обозначали солнце от Месопотамии до будущих эвенков и индейцев, встретить его можно по всему миру с бронзового века и до наших дней.
Вертикальный крест делил годовой цикл на четыре периода, каждому их, которых соответствовал свой образ жизни, уклад, традиции и обряды.
Помимо этого, любые аграрные работы для русского крестьянина были сопряжены с большим количеством ритуально-обрядовых действий, важных для получения хорошего урожая (а значит – для благосостояния крестьянина).
- Период от Масленицы до Купалы.
В представлении наших предков, период от Масленицы (22-24 марта) до Купалы (22-24 июня) июня символизировал начало рабочего (аграрного) года на Земле.
Понятно, что на большой территории нашей Родины в этот период проводили разные работы. Так, в южных регионах России уже в апреле месяце начинали весеннюю пахоту и посевные работы. На русском севере в это время еще снега лежали, однако крестьяне начинали, например, заготавливать бревна для будущего дома, проводили предпосевную подготовку семян и т.п.
- Период от Купалы до Осенин.
Второй период года, от Купалы (22-24 июня) до Осенин (22-24 сентября), был связан с основной нагрузкой на крестьянина, проводились основные аграрные работы. В некоторых северных регионах, в связи с наступлением холодов, к моменту Осенин завершался сбор урожая.
- Период от Осенин до Коляды.
С Осенин (22-24 сентября) до Коляды (22-24 декабря) – проходило самое большое количество календарных праздников, поскольку закрома наполнены, а сельскохозяйственные работы окончены.
Это период благодарности, завершения аграрного цикла. Начинались домашние работы, посиделки. Труд переходил с улицы в дом.
В это же время проводились свадьбы, различные семейно-обрядовые праздники и игры.
- Период от Коляды до Масленницы.
Четвертый период, с Коляды (22-24 декабря) по Масленицу (22-24 марта) – период завершения домашнего цикла и подготовки к новому рабочему году на земле.
Природное мышление у наших предков
Весь годовой круг деятельности у наших предков был тесно связан не только с ритмом аграрных работ, но и с их мифологическими воззрениями. Это круг праздников, целый цикл ритуальных действий, которые отражали космогонические представления славян. В настоящее время исследователи фиксируют в народном календаре около 250 праздников.
Все праздники и обряды мыслились народом как неотъемлемая магическая часть, необходимая для того, чтобы урожай был хороший, и земля была плодородной.
В народном мировоззрении прослеживалась тесная связь ритуальных действий с качеством результатов от обычных физических действий.
Просто посеять, вспахать поле, не совершая никаких ритуальных действий, до XX века (период формирования полноценного городского мышления) считалось невозможным, т.к. в понимании наших предков, человек составляет единое целое с природой, он ее неотъемлемая часть, как и любое дерево, животные и т.п.
Природосообразные связи начали обрываться примерно в XIX-м веке, когда начался массовый отток людей из деревни в город. А до этого времени каждый человек мыслил себя как природное существо.
Слово «природа», с точки зрения словообразования, имеет корень «род», приставку «при» (приближение, присоединение) и корень «да» (образовательный корень, формирующий образование предмета, т.е. образующий какое-либо существо).
Мифологически, корень «да» происходит от слова «Даждь», который, в свою очередь дает этимологическую ветку в сторону имени славянского бога солнца в языческий период – Даждьбог.
Слово «Природа» с точки зрения этимологи имеет значение: «Приближение к Роду и к Солнцу».
Поэтому природное мировоззрение и вся календарно-обрядовая поэзия, система ритуальных обрядовых действий в течение Кологода – все это попытки человека встроить себя в естественные природные ритмы. Не природу подстроить под себя (городское мышление), а самому человеку, со всеми своими запросами и потребностями, встроиться в природу.
Именно такая близость к природе объясняет наличие множества народных суеверий и примет, которые не совсем логичны и обоснованы на первый взгляд, но все равно работают. И современная наука в последние пару столетий очень часто находит научные объяснения мифологическим воззрением наших предков, которые сравнительно недавно считались пустыми суевериями.
Например, как мог этнограф XVIII века доказать, что «Прилет жаворонков – к теплой весне», это не просто мифологическое воззрение, а реальный сигнал к началу сева.
И только в XIX-XX вв. орнитологи доказали, что если жаворонки прилетели – значит критичных холодов уж не будет, можно сеять зерно. Наши же предки, благодаря природному мышлению, понимали, что птицы не прилетят в холод, им кушать что-то нужно.
Формирование сознания ребенка через календарно-обрядовую поэзию
Каждый праздник, каждый ритуал, который наши предки совершали, предваряя любое действие аграрного характера, любое действие в каком-то ремесле, воспринималось еще и как часть общего естественного ритма, формирующего внутренний строй человека, его чуткость к окружающему миру.
Для тех, кто хочет больше узнать об основных праздниках славян, рекомендуем изучить мастер-класс «Праздники солнцестояний и солнцеворотов»👇
Ребенок, с каждым годом участвующий все в большем количестве ритуальных действий все больше понимал и чувствовал тонкость окружающего мира. По мере взросления, ритуальные действия усложнялись, участие ребенка становилось все более сложным сюжетно – ему приходилось знать все больше мелких особенностей и правил ритуальных действий.
Так постепенно складывалось в сознании само понятия веры в нечто большее, складывалось мифологическое мышление, понимание, что твои желания зависят от какого-то количества факторов и не все факторы ты можешь проконтролировать, что кроме тебя есть еще кто-то или что-то, кто может контролировать или создавать неподвластное тебе.
Участие ребенка в годовых праздниках начиналось с первого периода его взросления, так называемого «обряда инициации», когда мальчик начинал восприниматься как мальчик, а девочка – как девочка.
В семейных обрядах – это возраст 3 года, когда ребенок получал первую рубашку соответственно своему полу.
У мальчика появлялись первые портки, он проходил символически обряд перепоясывания, его сажали на коня, он переходил на мужскую половину дома.
Девочкам, соответственно, первый раз заплетали косу, у нее появлялся первый передник, первая новая рубашка, которую она будет надевать на праздники, появлялись простейшие пояски соответствующего цвета.
Читай также: 👉 Этапы развития ребенка от 3-х до 5-ти.
С этого возраста ребенок становился полноправным участником не только семейных, внутридомовых обрядов, но и календарных.
Надо сказать, что семейно-обрядовая поэзия присутствовала в жизни ребенка с рождения. С одной стороны, она сильно отличается по своему строю, по своей ритмике, от календарно-обрядовой поэзии: она более проста, более потешна. Она является немаловажной частью календарно-обрядового цикла и календарно-обрядовой поэзии.
3 года – Звери рыскучие да гады ползучие. Знакомство с миром людей и диких животных
Дети, начиная с 3-х летнего возраста, зимой участвовали в Колядках, изготавливали для себя и для более старших детей звериные маски. Во время сотворения масок, ребенок слушал народные сказки и получал знания о животных.
Он узнавал, что различные животные способны к определенному поведению, обладают определенной нравственностью, имеют свои характерные черты. Качества животных сопоставлялись с качествами человеческими. Такой подход вносил в сознание ребенка мысль о том, что животный мир и мир человеческий очень близки, что каждый зверь в чем-то подобен человеку, и наоборот, каждый человек имеет характерные звериные черты.
Так ребенок получал простейшее объяснение психологических особенностей человеческого поведения, в особенности, поведения неблагого.
Если обратить внимание на народные сказки о животных, можно увидеть, что в них любой зверь имеет два образа, две модели поведения. С одной стороны – положительные черты, с другой – отрицательные.
Образ одного зверя в русских сказках собирает в себе противоположные черты характера, поведения:
- Волк очень часто выступает помощником главному герою: проводит героя в потусторонний мир, спасает от каких-то неурядиц. Но в других сказках волк может быть простоватым, его легко обмануть, где-то он алчный, где-то – злой.
- Лисица в одних сказках выступает помощницей для мужчины или юноши, который ищет себе невесту. С другой стороны, та же лиса в других сказках хитровата, готова обмануть, готова думать только о себе (в плане прибыли), и т.д.
- Заяц – это образ Лешего, он может путника завести в непроглядную чащу, а может помочь вывести маленьких детей из леса. В других сказках заяц – это символ трусости. Есть и такие сказки, где заяц своей ловкостью побеждает очень крупных зверей.
Изготовление масок различных животных на Коляду, фигурок жаворонков, сорок на весенние праздники из глины или теста, те же традиционные печенья в виде козуль – все это давало маленькому ребенку возможность проиграть характер животного фигурками, примерить на себя маски различных птиц и зверей.
И тогда, естественным образом у ребенка появлялось понимание, что у любого человека есть как положительные черты характера, за которыми может последовать определенный сценарий взаимоотношений. А могут проявиться и отрицательные.
Сказочные образы животных помогают понять, как взаимодействовать с окружающей действительностью в той или иной ситуации.
Так, если человек проявляет в своем негативном аспекте поведение, похожее на лису: хитрит, уворачивается, льстиво говорит, то можно догадаться, что развитие взаимоотношений может пойти по аналогичному сказочному сюжету.
Фактически, у маленького человека зарождалось сознание и формировалась простейшая схема взаимодействия с окружающей действительностью.
3-5 лет – Кто человеку верный друг и помощник в этом мире
Весенние обряды для детей от 3-5 лет, продолжали знакомство с животным миром через системно-образное мифологическое мышление.
После гадов ползучих и зверей лесных начиналось знакомство с птицами, с домашними животными, с теми помощниками, которые есть у русского крестьянина.
Например, традиционные свистульки не случайно лепились в виде домашних животных (коровы, козы, коники) и птиц. Для ребенка изготовление, применение, взаимодействие на тактильном уровне с образами этих животных становилось новым, уже более близким и более понятным, этапом знакомства с окружающей действительностью.
Изготовление птиц счастья, шаркунков (которые по звуку очень похожи на звук коровьего колокольчика), изготовление игрушек напоминающих домашних животных, какие-то ритуальные взаимодействия с ними – все это было близко к той среде, в которой ребенок жил.
Волк и лиса где-то далеко в лесу, не факт, что ребенок в своем возрасте мог их увидеть вживую, а двор, домашние животные – они знакомы, понятны, и ребенок уже знает, для чего человеку эти животные, зачем с ними взаимодействовать и какие от этого результаты.
И здесь по вечерам начинались совсем другие сказки – в них героями были и дикие, и домашние животные. Эти сказки рассказывали о противостоянии домашних и диких зверей (сказки «Горшочек», «Звериная яма», «Битва зверей», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»).
Происходила некая смена сюжетов сказок и смена взаимодействия ребенка с данными образами. Это позволяло ребенку понять, что у дружественных животных тоже есть черты человеческого характера и как из них строится взаимодействие, совместное проживание, взаимная польза или неполадки.
- Козел. В сказках он беспечный, он не желает воспитывать своих детей, а коза – хорошая мать, но периодически может и надерзить, по характеру свободолюбива и очень своеобразна.
- Корова – покладистая и вечно спасает кого-то, кому-то помогает.
- Конь недаром в народных поговорках называется пустоплясом, а вот та же лошадь способна много трудиться, с ней можно договориться.
Таким образом, через образы зверей, через мифологические истории с которыми сталкивался ребенок, он начинал понимать, чем отличаются «чужие» (дикие звери) от «своих» (домашние животные), с кем проще вступать во взаимодействие.
Хочешь побывать «в гостях у сказки», раскрыть для себя её тайный шифр рекомендуем семинар «Тайный шифр русских сказок»👇
Например, если человек с теми же чертами характера, что и лошадь, то с ним хорошо составить дружбу, составить артель, на него можно положиться в тяжелом труде. Крепкие взаимоотношения можно сложить с человеком, который готов тебе помочь в трудной ситуации, проявляет участие, как корова в сказках.
***
В следующей статье мы продолжим знакомиться с календарно-обрядовой поэзией в последующих вежах.
Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве
Мудрость, хранящаяся в народных сказках.
Участие детей разных возрастов в обрядах.
Традиция очищения души через дуальные образы животных.
Мост при взаимодействии человека и природного мира.
Сказки о животных, волшебные, социально-бытовые сказки.
Значение народных песен, колыбельных в жизни человека.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Чему учат русские сказки».
📝 Статья «Тайнопись Русского языка».
П.С. Для тех, кто хочет, изучить сказки под другим углом и переписать собственные негативные установки, осознанно поступать по-новому, рекомендуем ознакомиться с курсом «Сказка как путь женской инициации, или Путешествие к внутренней богине»👇