Родолад, Узорочье
Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 2
Это 2 материал из цикла статей, в котором подробно рассматривается календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве.
Статья 1 – Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 1
Статья 2 – [Ты здесь] – Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве. Часть 2
5-7 лет – Как стать хозяином своего мира
В обрядовые ритуальные действия дети включались с 5-7-ми лет. Это вежа хозяина, ребенок формирует свое представление о том, что значит быть хозяином своего мира.
С 5-ти лет девочки допускались к печи, сажались за прялку, у них появлялся первый передник с простейшими обережными женскими символами. В этом возрасте девочки уже получали большой объем самостоятельной заботы о доме, о семье.
В частности, в 5 лет девочка уже могла быть нянькой для более младших братьев и сестер, соответственно для этого она должна уметь, как минимум, вынуть из печи горшок с теплой кашей, развести простейшую болтанку, сделать простейшую тюрю. Уже в этом возрасте девочка, будучи ребенком, получала ответственность за жизнь другого живого существа.
У мальчиков появлялись первые рабочие передники, первые инструменты для работы по дереву, ему дарили его первый топор. Все инструменты украшались различными тавро (печати, связанные со звериными символами, родовыми тотемами).
Кроме того, 5-ти летний мальчик начинал ходить с отцом на какие-то работы, допускался к участию в ритуальных действиях, связанных с полем, с севом. Мальчику дарили его первого жеребенка, козленка, он становился «заботчиком» (тот, кто заботится).
В этот период дети начинали проявлять заботу об окружающем мире, поэтому «судили» ребенка уже не по характеру (приятно или неприятно с ним взаимодействовать), а по действиям.
В наши дни сохранилось очень много народных песен о жизни, о сознании детей в этом возрасте, наиболее известная песня «Девка — семилетка».
Происходила очередная смена ритуальных видов деятельности, в которых участвовал ребенок, в сказках менялись образы: животные сказки постепенно заменялись так называемыми волшебными сказками.
Самые простые волшебные сказки, это «Крошечка-Хаврошечка», «Иван Царевич, быков сын», «Волшебная дудочка». Смысл этих сказок сводился к тому, что человек совершает какое-то действие, после чего ему встречаются волшебные помощники в виде лесовичка, волшебных предметов, зверей, обладающих волшебными свойствами.
Ребенок узнавал, что совершая подвиг, делая шаги, действуя, он получает в помощники все силы, всю мощь природы.
В период Купалы 5-7-ми летние дети знакомились с календарно-обрядовой поэзией через труд, через участие в праздничных ритуальных действиях. От Купалы до Осенин они уже допускались к участию в зеленых святках, получали свои первые роли в народном обрядовом театре.
Девочки делают свою первую куколку «на выхвалку», на которой показывают те виды рукоделия, которыми они уже владеют. Самая умелая рукодельная девочка (не самая красивая, а самая умелая!) выбиралась на роль Лели, ей дозволяли украшать березку, вокруг которой более старшие девочки водят хоровод, ее поднимали первой на зеленых качелях.
Мальчики с более старшими парнями ходили «воровать» ту самую березку, допускались к участию в обряде разметывания Ярилы по полю (разрывание куклы).
Ближе к Осенинам был праздник Козьмы и Демьяна (праздник Возилы) – это праздник купания, наряжания коней. И на этом празднике именно мальчики 5-7 лет наряжались всадниками и изображали сцену жизни Козьмы и Демьяна.
Весь период праздников от Купалы до Осенин, дети принимали участие в обрядах призывания дождя (в этом обряде 80% – действия детей, а не взрослых).
Узнай основы обрядодеяния из книги👇
Был такой обряд «Тянуть росточки»: дети с определенными игрушками бегали по полю, считалось, что это ритуальное действие вызывает бурный рост того, что посеяно на этом поле.
В возрасте 5-7 лет в детской среде появляются такие виды народного фольклора, как природные потешки, загадки об овощах, о фруктах и ягодах.
Именно благодаря участию в календарно-обрядовых действиях в этом возрасте, мышление ребенка уже помогало ему изнутри почувствовать и понять, что само взаимодействие с окружающим миром и есть тот самый мостик между человеком и природой.
И если человек это взаимодействие наладил гармонично, правильно, то он становится хозяином своей жизни, получает удовлетворение от каждого полученного результата: от урожая, от событий, от взаимодействия с другими людьми, и .т.п.
7-21 год – Формирование коллективного мышления
Следующий период календарный, с Осенин до Коляды. Тут шли праздники урожая, ярмарки, провожание в ученики, свадьбы у родственников.
В период с 1 октября ребенка начинали собирать в ученики к мастеру, в его жизни появлялось артельное обучение.
Более старших детей (12-14 лет) отправляли с большой артелью на череду ярмарок, к коробейникам. Дети в этом возрасте уже могли участвовать в различных соревнованиях между деревнями по ремеслу.
Во время Осенин проводился ряд праздников, связанных с поминовением умерших (большая часть поминальных дней приходится на осенне-зимний период). В более позднем мировоззрении (XVIII-XIX вв.) считалось очень почетным, если человек умер именно в осенне-зимний период, потому что так он полностью завершил и рабочий год, и свое предназначение.
В мероприятиях с Осенин до Коляды наиболее активное участие принимали дети подросткового и предподросткового возраста (с 7-14 и до 14-21 года). Все их игры и роли в празднествах были направлены на формирование коллективного мышления.
В это время у детей с 7-14 лет появлялись посиделки, отдельно мальчишеские посиделки, отдельно девичьи посиделки. Проводились они в присутствии 2-3-х взрослых людей соответствующего пола.
У детей с 14-21 года проводились уже совместные посиделки, в которых участвовали и парни, и девушки.
Именно на посиделках происходило формирование простейших навыков коммуникации. Поэтому тут появляется третий тип сказок и историй – так называемые бытовые сказки.
В бытовых сказках очень редко встречаются волшебные помощники, очень редко участвуют звери. Здесь вся главная история – взаимодействие людей, героев. Такие сказки давали детям примеры людских отношений.
Как построить гармоничные отношения с противоположным полом, ты узнаешь из семинара «Любомудрие»👇
На посиделках социально-бытовые сказки приобретали злободневный характер, могли содержать образцы негативных моделей поведения человека. Например, здесь могли быть сказки об измене, об увлечении алкоголем. Знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки» – родом из социально-бытовых сказок.
Были и анекдоты на посиделках у подростков, иллюстрирующие своими сюжетами, что человеческие взаимоотношения могут быть чем-то чудесным, дающим развитие, а могут быть и «дурдомом», из которого можно и выйти.
Бытовые сказки для детей 7-14 лет включали в себя образы человекоподобных героев, не относящиеся к человеческому миру. Это так называемые мифологические персонажи, которые характеризуют иной потусторонний мир – как положительный, так и отрицательный. Например, образы Кощея и образы Бабы Яги, символизирующие царство мертвых.
Баба-Яга живет на границе живых и мертвых, поэтому у нее одна нога человеческая, а другая – костяная. В некоторых сказках можно встретить Бабу-Ягу, у которой вместо ног змеи, что намекает на более древнюю мифологию мировоззрения (этрусская богиня матери-Земли, медуза Горгона, богиня Хельм – все они изображались со змеями вместо какой-то части тела).
Кощей полностью соотносился с царством мертвых. Этимологически, слово «кощей» происходит от слова «кощна» (отсюда и «казна») – мешок разбойника, в котором добро лежит без дела, не движется. В древнерусском языке было такое слово – «кощный», т.е. замороженный, окостеневший, не имеющий движения, не развивающийся.
Очень важным инструментом подготовки подростков к будущей социальной и семейной жизни был народный театр. Его особенность состояла в том, что каждый участник посиделок получал свою роль, и, проигрывая какую-то сказку, мог вносить коррективы в поведение своего героя. Таким образом, сюжеты сказок переиначивались, завершались каждый раз по-разному, в зависимости от воли и фантазии участников.
Фантазия и разумение «актера» могли завести сюжет в «дурдом», и тот взрослый (часто это были свахи, повитухи), который присматривал за посиделками, мог подсказать возможный выход из сложившегося социально-бытового сюжета. Так готовилась почва для создания будущей семьи, формировалось понимание что нравится и что неприемлемо в семейных отношениях.
Читай также: 👉 Сказ о Любомудрии.
Участия в подобных мистериях, прослушивание, проигрывание сказок, не только позволяло познать мудрость на собственном опыте (в виде игры), но и помогало снять напряжение после трудового года. Поэтому и завершался календарный период праздником Коляды.
Праздник Коляды был особенно важен для старших подростков. На колядки мужики рядились бабами, бабы – мужиками, и в мистерии высмеивались негативные манеры поведения, отыгрывались пьяницы, гулящие бабы и мужики (например, маска козы, которая демонстрировала разнузданное женское поведение, когда женщина не умеет слушаться мужчину).
Участие в таких мистериях, помогало подростку лучше осознать родительский мир, а значит, лучше познать самого себя, понять, какие действия могут привести к той или иной ситуации, получить навыки решения бытовых проблем в будущей семейной жизни. Ведь все мы дети своих родителей – негативная модель поведения наших родителей присутствует и в нас, невольно проявляясь в моменты слабости или напряжения.
Что давало воспитание ребенка в кологодных ритмах
Календарные точки года и сопутствующие им праздники, обряды, образы, аграрный цикл – все это становилось инструментом для формирования мифологического мышления «я как часть природы и чего-то большего» и понимания необходимости ритуальных действий для получения какого-то результата (на примере аграрных ритуалов: вспашка, сев и т.д.).
Ребенку закладывалось понимание, что если ты чего-то хочешь, то свое «я», свое «хочу» надо соизмерять с чем-то бо́льшим (семья, артель, природа, планета и т.п.). Фактически это была очень хорошая «прививка» против эгоизма.
Календарно-обрядовая поэзия и ритуальные действия становились способом формирования чуткого нравственного характера, способом понимания самого себя, т.к. они были очень тесно связаны с пониманием возрастных веж.
Не случайно современная возрастная психология выделяет все те же препубертатные психологические периоды. Просто в XX веке ученые доказали то, что наши предки знали и познавали возрастные вежи через сочетание ритуальных действий.
Это становилось способом формирования взаимодействий человека и тотемного мира, связи человека с этиологическим миром.
Обрядовая поэзия, социально-бытовые сказки, шутки, народные анекдоты, песни – все это для наших предков служило живым инструментом воспитания с самого раннего детства. Этот инструмент, встроенный в сознание человека сызмальства и доступный каждому, помогал в любой психологической задаче: снять стресс, понять, где ты заблудился, найти выход из каких-то жизненных ситуаций и т.п.
Календарно-обрядовая поэзия наших предков давала ребенку объяснение, откуда произошел мир, человек, вещи и предметы, зарождала в нем бережность по отношению к окружающей действительности.
Малые формы устного народного творчества, вписанные в кологодные ритмы, становились своеобразными точками закрепа, формирующими образное мышление и нормы поведения человека.
Таким образом, получался полноценный человек, имеющий чуткое сердце, очень внимательное отношение ко всему, что происходит вокруг, имеющий бережное поведение в любой (социальной или природной) среде. Такой человек вел себя более чутко, менее нахраписто, если сравнивать с поведением современных людей.
Календарно-обрядовая поэзия в современном мире
Можно ли применить опыт наших предков в современном мире?
Да. Если современный человек начнет изучать, использовать в своей жизни и в воспитании детей календарно-обрядовую поэзию, начнет хоть как-то сопоставлять свои ритмы жизни с астрономическим календарем, в соответствии с природными ритмами.
Потому что природные ритмы никуда не делись ни из нашего сознания, ни из нашего организма. Уже наукой доказано, что строй работы наших органов тесно связан с природным календарем – никогда печень не будет летом работать с тем же ритмом, с каким она работает зимой.
Так или иначе, но наш организм все равно подчинен определенным ритмам, даже при условии круглогодичного доступа к продуктам в супермаркетах.
Если мы в систему своей жизни постараемся встроить любое соответствие естественным астрономическим ритмам, будь то питание, или воспитание (в-ось-питание), нам не только физиологически станет проще жить, наше мышление постепенно станет более системным, более чутким, оно вернется к природосообразности.
Семейно-обрядовая поэзия, календарно-обрядовая поэзия наших предков – это та музыка, которая есть внутри нас, те ритмы, которые есть внутри нас. Даже если вы читаете какую-то древнюю сказку, слушаете песню и не понимаете ее не только на уровне мифологических образов, но и на уровне смысла истории, ритмики (попробуйте послушать и понять пение бабушек начала XX века), древний текст все равно воздействует на вас.
Использование народной поэзии в современной жизни – это то, что может успокоить человека, снять психологическое напряжение. Даже современные маленькие дети, еще не понимая слов колыбельной, успокаиваются, лучше засыпают под старинные колыбельные. Взрослые также отпускают свое напряжение послушав народные песни.
Календарно-обрядовая поэзия может, и обязательно будет менять мышление любого человека, восприятие им окружающего мира. Она способна сделать человека более природосообразным, более чистым, а значит, и более здравым, как физиологически, так и психически.
Читай также: 👉 Магическое Слово Древней Руси.
Календарно-обрядовая поэзия в народном творчестве
Мудрость, хранящаяся в народных сказках.
Участие детей разных возрастов в обрядах.
Традиция очищения души через дуальные образы животных.
Мост при взаимодействии человека и природного мира.
Сказки о животных, волшебные, социально-бытовые сказки.
Значение народных песен, колыбельных в жизни человека.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Чему учат русские сказки».
📝 Статья «Тайнопись Русского языка».
П.С. Для тех, кто хочет, изучить сказки под другим углом и переписать собственные негативные установки, осознанно поступать по-новому, рекомендуем ознакомиться с курсом «Сказка как путь женской инициации, или Путешествие к внутренней богине»👇