Очищение души
О чем рассказывает нам образ Кощея в русских народных сказках
В русских сказках самым ярким представителем противоборствующей силы, устраивающей козни богатырям и прекрасным девицам, является образ Кощея. Но так ли плох этот персонаж? И почему, собственно, именно он? Давайте разбираться.
Во-первых, само слово «Кощей» этимологически является родственным целой группе интересных слов:
- «кощна» – мешок разбойника или бродяги, а также место, где свалено всё без порядка и разбора;
- «казна» – деньги без развития, просто лежащие;
- «кощъ» – игла и сосулька льда, в некоторых народностях – узкий риф в море или камень на перекатах, а также скелет (отсюда и «кость»);
- «кощный» – окостеневший и замороженный, оледеневший.
Во-вторых, ни в одной сказке нет описаний конкретных убийств Кощея или пыток его над пленниками – только слухи и «так принято о нём судить».
Рекомендуем семинар «Тайный шифр русских сказок».
В-третьих, интересно и место нахождения смерти Кощея:
- на острове Буяне (буйный – не в смысле свирепый, а в смысле «много всего растёт»),
- на Море-Окиане (учитывая, что морем считали мёртвую воду, а «окиян» связывали с глаголом «окоёмить» – зреть истину, искать правду, провидеть),
- на дубе (символ Бога Рода и рода человеческого), в сундуке (др.-рус. слово «скрытень» – тут вообще всё ясно),
- где заяц (символ Луны, интуиции и трусости одновременно), утка (символ Бога Сварога – творчества, творения),
- яйцо (символ Мироздания),
- игла (она же «ост» – а так назывании и основание прялки, и веретено, и позвоночник человека, и острие меча, и ниточка Духа, связывающая с творцом).
В-четвертых, только в пути за смертью Кощеевой герой и героиня психологически взрослеют и мудреют, превращаясь из недорослей с однобоким развитием во взрослых, самостоятельных творцов, способных отвечать за свой выбор, желания и поступки, нести ответственность, а не просто поддаваться импульсу «хочу».
В-пятых, Кощей в самых древних мифах и сказках связан с холодом, который мыслился нашими предками как противоположность развитию, т.е. символизировал остановку в движении к Богу, препятствия, т.к. Душа мыслилась как огненная субстанция. Отсюда, кстати, и теория о «трёх хладах» – испытаниях человека (см. мою Книгу «Как славяне работали с холодом»).
Если суммировать все эти знания и наблюдения, то получается, что образ Кощея в русских сказках – «говорящий»:
- Развитие и взросление психологическое без испытания ленью, обидами, «халявой», шаблонами мышления НЕВОЗМОЖНО!
- Развитие и взросление зависит от нашего стремления упорядочить доставшийся от предков багаж: умение выбрать, каким опытом и знаниями пользоваться, а каким нет; отпустить обиды и снять претензии к родителям (всё, что смогли – сделали); составить план собственного развития, своих знаний, умений и навыков (САМ, а не учитель/коуч/директор и т.п.). (это всё образы моря-окияна, острова, дуба, сундука, цепей).
- Бойся, но делай (заяц).
- Доверяй интуиции.
- Твори (утка).
- Учись у всех и вся (яйцо).
- Верь. И не отчаивайся: битва не кончится никогда…(игла) – но может в этом и прелесть?
П.С. Приглашаем вас на вторую ступень курса по страхам «Охота на хуторе», третий блок «Страхи по вежам» пройдет с 29 по 31 марта 2024 г., на котором вы узнаете какие страхи нормальны в разном возрасте.
Об авторе
-
Аноним
-
Аноним
-
Аноним
-
http://vk.com/id321553519 Ирина Иконникова