Любомудрие
Посиделки молодежи, или как на Руси выбирали пару
Реалии современной жизни таковы, что молодежь не хочет жить с родителями, а спешит поскорее выскочить из родительского гнездышка и упорхнуть во взрослую жизнь, чаще всего не ответственную, а лёгкую и свободную от обязательств.
В настоящее время произошла подмена понятий: взрослостью стали считать вольное поведение и вседозволенность в действиях. Поэтому дети спешат показать себя «взрослыми», но не ответственными личностями. И мы видим, что молодежь рвётся на дискотеки, спешит завязать любовные отношения с противоположным полом.
В итоге ранние отношения быстро заканчиваются, оставляя в душе разочарование, боль и обиды, которые влияют на все последующие встречи и расставания, а иногда молодые люди приносят эти чувства в брак.
Статистика разводов в настоящее время неутешительна, а во время карантина их количество многократно увеличилось. Вынужденно проводя больше времени вместе, люди начинают осознавать, что совершенно не знают друг друга, а их совместная жизнь больше похожа на сожительство.
Как идти по своей мечте и не впадать в окружающие нас хладности, ты узнаешь из книги 👇
Как же найти «своего» человека и прожить с ним долгую и счастливую жизнь?
Наши предки знали секреты счастливой совместной жизни. В родах очень ответственно подходили к выбору спутника жизни. И делать это начинали с самого начала совместного общения парней и девушек – с посиделок. Именно на посиделках старейшины рода наблюдали за молодыми, смотрели, общая ли у них сказка жизни.
Попасть на посиделки мог далеко не каждый ребенок, достигший подросткового возраста. Парни и девушки, чтобы получить право участвовать в посиделках, проходили различные «проверки», своего рода обряды готовности к посещению таких мероприятий. И только получив доступ на посиделки, парни и девушки могли считаться женихами и вестами и начинали присматриваться друг к другу.
Читайте по теме: 👉 Вежа Будимира, как воспитывать подростка с 14 до 21 года.
Когда девушки допускались на посиделки
Чтобы стать достойной посещения посиделок, девушка должны была выполнить несколько условий, пройти некие традиционные обрядовые действия, благодаря которым окружающие сразу понимали, насколько девушка уже повзрослела, или же, напротив, продолжает оставаться ребенком на психологическом уровне.
1. Обряд «Впрыгивание в поневу»
Прохождение обряда «Впрыгивание в понёву» было обязательным условием для допуска девушки на посиделки. Обряд проводился только после наступления определенного биологического периода, когда девушка начинала обладать «славутностью», т.е. у неё приходили регулы.
Понёва – это самый древний элемент народного костюма, прообраз юбки. В этнографии можно увидеть различные типы понев: распашные, однорядные, двухрядные и т.п. Позже в некоторых родах понёва была вытеснена сарафанным комплексом, в других родах она сохранилась в своем традиционном виде, а где-то понева и сарафанный комплекс существовали одновременно.
Свою первую понёву девушка должна была соткать собственноручно, и это должна была быть праздничная понёва достаточно сложного бранного ткачества. Украшалась такая понева символами ярги – знаками женского огня, знаками своей женской силы, своей доли, своего предназначения.
На ткачество понёвы – с начала момента отбеливания, окрашивания ниток и до готового изделия – девушка могла потратить всю зиму. Сотворяя свою первую поневу, она должна была каждый вечер зимы уделять время этому делу, что помогало выработать терпение на будущие семейные отношения.
Как сотворить первую поневу, особенности узоров, ты узнаешь из семинара👇
2. Сотворение куклы «На выхвалку»
Помимо понёвы, девушка должна была подготовить и сдать своеобразный тест перед всеми женщинами не только своего рода, но и тех родов, которые проживали в данной деревне или селе – похвалиться своими навыками и мастерством.
Для этого сотворялась кукла «На выхвалку» (от слов «выхваляться», «похваляться»). Это локтевая кукла, на которой девушка демонстрировала все свои умения, которыми владела: и ткачество, и кружевоплетение, и сотворение бисерных украшений и т.д. Дополнительно, вышивая костюм куклы «На выхвалку», девушка рассказывала миру о том, как она себя воспринимает, носителем каких родовых программ она является, какими навыками владеет – эти образы передавались через узоры вышивки.
На выхвалку кукла выносилась на пироге с праздничной бранницей. Девушка также самостоятельно пекла этот пирог и вышивала бранницу. Так женщины деревни, и особенно потенциальные свекрови, могли оценить и кулинарные способности девушки, и аккуратность в сотворении куклы, и сложность вышивки на браннице. Все это показывало, насколько девушка готова перейти в состояние весты, когда к ней уже можно присматриваться и посылать сватов.
Что сделать, чтобы встретить своего спутника жизни, ты узнаешь из семинара «Посвящение в Весты»👇
3. Подготовка сряды
К моменту посиделок у девушки должна быть полностью готова сряда. Сряда – это необходимый набор одежды, начиная от чулок, 5–8 сарафанов и вышитых рубах (минимум), и заканчивая платками и праздничными украшениями. Все это девушка тоже сотворяла сама, и это была достаточно большая и длительная работа.
Такие украшения, как, например, бусы, девочке чаще всего дарили еще в возрасте до посиделок родственники-мужчины – братья, дядья, отцы. Дарили не просто так, а когда видели, что девочка проявляет правильные женские качества. Тогда с ярмарки привозился гостинчик. По обилию украшений можно было сказать, насколько девушка умеет или не умеет взаимодействовать с мужчинами рода.
Когда парни допускались к посиделкам
У парней тоже были свои критерии, по которым они получали (или не получали) право посещать посиделки.
1. Статус пахаря
Для того чтобы юношу допустили к посиделкам, он должен был получить от мужчин своего рода статус пахаря, т.е. он должен был уверенно уметь класть борозды, засевать и ухаживать за полем. Наши предки считали, что если мужчина в земледелии ничего не понимает, то рано еще ему в статус жениха.
Все мужчины деревни (а не только родственники) оценивали те борозды, которые парень вёл, смотрели, как он участвовал в жатве, в покосе, в обмолоте зерна.
Если все мужчины сходом решали, что парень достоин, ему дарили шапку от схода с небольшим, чаще всего разрезанным, околышем (символ становления на путь жениха).
2. Умение взаимодействовать с женщинами
Вторым критерием готовности парня к участию в посиделках было его умение общаться с женщинами своего рода. Об этом умении судили по тому, сколько платков он напечатал, сколькими платками он одарил своих сестёр, тёток, матерей и т.д. Печать по тканям – это традиционно мужское умение, и раньше этим ремеслом владел каждый мужчина.
Оценивали не только количество платков, но и красоту, сложность, многоцветность узоров на них. Одноцветную печать сделать легко, многоцветную – не так просто, это уже тонкость и мастерство.
Традиционно женщины надевали платки, напечатанные подрастающими сыновьями, братьями и т.п., на осенние праздничные гулянья, где уже прилюдно народ мог полюбоваться и оценить мастерство юноши.
Как выстраивать ладные взаимоотношения, ты узнаешь из семинара👇
3. Наличие собственной мощны
«Мощной» назывались личные деньги юноши в общей казне рода. Её размер также становился показателем для допуска парня на посиделки.
Где-то с 12 лет подросткам давалось разрешение делать что-то на продажу и вместе с отцом, с дядьями выезжать на ярмарки. Если изделия были красивы, сложны в исполнении, то за них подросток обретал свой собственный денежный достаток.
50% от этого дохода юноша отдавал в род отцу, в качестве благодарности за воспитание, за труд. Если у юноши был учитель на стороне, то и учителю за науку отдавалась какая-то часть. Так, у парня оставалось от дохода 10–30% его личных денег, и это называлась мощна.
О том, сколько денег находится в мощне, знал род, потому что она хранилась в общем сундуке, а не лично у юноши где-то в загашнике. Род точно знал и определял, отпускать парня на посиделки или нет, готов он ко взрослой жизни или нет. Если мощна пуста – значит, ко взрослой жизни (и к посиделкам) не готов.
Читайте по теме: 👉 От чего зависит благосостояние в семье.
Кроме того, по размеру накопленной мощны оценивалось, насколько он достойный жених, есть ли у него средства, чтобы сласти купить, девушек угостить. Именно из мощны парни скидывались на откуп за помещение, в котором проходили посиделки. И тут уже окружающие видели, что он действительно готов ко взрослой жизни.
4. Владение различными ремеслами
Для взрослого мужчины считалось почетным владеть несколькими видами ремёсел. Поэтому парня рядили еще и по количеству тех ремесел, которыми он овладел.
Считалось, чем больше парень умеет (владеет, например, не только плотницким делом, но и ковать умеет, ещё и корзинки плести и т.д.), тем больше он психологически готов к тому, чтобы через несколько лет обзавестись семьёй. И напротив – чем меньше умений, тем сложнее с ним будет жить, а значит, тем меньше юноша готов ко взрослой жизни.
Поэтому уже с 7 лет парней отдавали зимой в ученичество не только в своём роду, но и к другим мастерам-рукодельникам. Мастер обязательно отмечал достижения учеников какими-то знаками отличия. Чем и как – это уже творчество самого мастера, например, он мог подарить пояс, инструменты и т.п. На праздничных гуляньях по этим знакам о подарках мастера узнавала вся деревня.
Посиделки молодежи и подготовка к ним
Парни и девушки, получив доступ на посиделки, с пустыми руками туда не приходили.
Чтобы организовать посиделки, парни должны были объединиться в юношескую артель и найти старика (либо старицу), который живет один и у которого дом подходит для посиделок. Если таких не было в селе, искали в соседнем, а там, кроме поиска и договора с хозяином, надо было еще уметь договориться с местными парнями.
Найдя подходящий дом, парни должны были договориться с хозяином (или хозяйкой) дома на то, чтобы этот дом на год стал местом для посиделок.
В процессе поисков и договоров проявлялась сплоченность юношеской артели, их умение договариваться и действовать сообща. Если парни внутри своей артели сумели договориться между собой, установить какую-то иерархию, определить вожака, размер откупа за дом, если они подошли к старице или старику и начали действительно вежественно договариваться, то хозяин дома устраивал парням своеобразные проверки. Например, он мог специально что-то измазать в дегте и припахать парней отмывать это, мог всю ватагу заставить дрова заготовить на год вперед и т.д.
Односельчане, наблюдающие за процессом, еще и подкидывали хозяину дома различные идеи, чтобы задания коснулись каждого парня в артели и заставили их проявить себя.
Через эти испытания у парней складывалось понимание, что, если ты хочешь получить какое-то благо, ты сначала должен вложить в этот мир. Хочешь, чтобы девушки пришли, и ты имел бы возможность с ними пообщаться – вложи сначала в мир, чтобы у тебя это право было. Сначала сеется семя, потом урожай собирается – не наоборот.
В итоге, если парни «завоёвывали» выбранное помещение (т.е. получали согласие хозяина) они должны были всей ватагой обойти всех девушек села и пригласить их на посиделки. Но и тут не обходилось без испытаний.
Естественно, у ворот их встречала не сама девушка. Тут парни сталкивались с отцом, дедом и должны были объяснить, кто в доме нужен, почему и куда приглашаем, а также объяснить, что всё будет хорошо. Отцы, дядья и дедушки достойно «мурыжили» юношей, да так, чтобы каждый «жених» поучаствовал и прошёл испытание. Логика была проста: если парень хочет считаться женихом, значит, он обязан научиться договариваться с чужим родом.
Как строили семью наши предки, ты узнаешь из семинара👇
В самую последнюю очередь выходила девушка, и тут снова парням нужно было приложить усилия и показать себя так, чтобы она согласилась пойти на посиделки, поскольку девушка тоже их испытывала: «да что там делать, а вдруг там скучно будет» и т.д.
Традиционно, на посиделки собирались 2–3 раза в неделю (если село большое, то могли раз в неделю собираться) с осени по весну. И процедура «отпрашивания» девушки могла повторяться перед каждыми посиделками. И уже за первый год большинство парней научались и загадки отгадывать, и загадывать их девушке, и с её батей договариваться.
После того, как все девушки были приглашены, они всей своей женской артелью приходили в дом, выбранный для посиделок. И тут человек, который владел домом, уже старался для них. Как правило, он наводил полный беспорядок в доме, и девушки должны были коллективно распределиться по группам, навести порядок, украсить дом (причем, украшать можно было только тем, что ты сотворила своими руками на будущее).
Кроме этого, девушки должны были приготовить еду из продуктов, которые они либо сами вырастили на своём наделе среди общего надела родителей, либо купили на свои заработанные деньги. Принцип заработка был тот же: девушке лет с 12–14 разрешалось сотворять изделия не только себе на приданое и в родительский дом, но и на продажу. С заработанных таким образом денег девушка могла купить себе шёлковых лент, парчи на особо богатый сарафан, или же что-то для будущих посиделок (те же продукты, например).
Получалось, что девушки полностью занимались убранством дома перед каждыми посиделками, а это делалось только в свободное от своих домашних дел и обязанностей время и могло занять не один день. Кроме того, многое зависело от умения девушек договориться с хозяином или хозяйкой дома – к следующим посиделкам либо наведенная красота останется, либо новый бардак добавится.
Проведение посиделок
В день посиделок девушки приходили пораньше и обязательно готовили стол. Парни собирались во дворе, ожидая приглашения (войти без приглашения считалось проявлением невежества). Девушки, естественно, периодически выглядывали в окна на ожидающих, и тут парни должны были показать себя в лучшем виде, используя народный фольклор: кто-то веселил девушек прибаутками, кто-то пел песни. И чем интереснее казался парень девушкам, тем быстрее его впускали в дом. Не получилось с первого раза – значит, парень по второму, по третьему кругу рассказывал что-нибудь, пел, плясал и т.д.
Сами посиделки начинались только после того, как все парни получили приглашение войти. Конечно, бывало и такое, что кто-то и не получал приглашения вовсе – если девкам насолил чем-то особо, например, или у него слава дурная была.
На посиделках девушки занимали самые светлые и почетные места, а парни рассаживались либо там, где осталось место, либо, если парень хотел подсесть к какой-то конкретной девушке, он старался эту девушку чем-то удивить, развеселить, чтобы она подвинулась и освободила ему место. В течение посиделок и парни, и девушки могли пересаживаться.
Посиделки молодежи. Первый и второй пригляд
Посиделки всегда начинались с урока, т.е. девушки и парни приносили с собой какие-то рукоделия в работу. Это и называлось уроком.
В качестве рукоделий приносили те вещи, которые в себе имели образы счастья, которое ты хочешь построить совместно со спутником жизни. По узорам все присутствующие могли понять, о чём ты мечтаешь, и это был первый пригляд, первое понимание, стоит ли с этим человеком рядом сидеть, мы о похожем мечтаем или о разном.
В начале урока звучали небольшие шуточки, какие-то медленные, распевные песни. Когда урок подходил хотя бы к половине, у парней терпение начинало заканчиваться (ведь уже хочется девушку хотя бы за ручку взять, что было очень почётно), и они начинали выскакивать в центр горницы с разными потешными песнями, предполагающими пляс, и приглашать к себе девушек.
Кто из девушек побойчее, сами выскакивали, частушки пели, те же потешки, притоптыши. Могли начинаться небольшие хороводы, заводиться игры (избных игр, которые позволяли в сравнительно небольшом пространстве поиграть и пошутить, было достаточно много).
Это и был так называемый второй пригляд, в котором узнавали человека в действии, в шутке. В это действие уже мог вмешиваться старик (старица), который оставался «на догляд» за молодёжью, или деревенская сваха. Они организовывали лубочные игры, что-то типа народного театра, в котором отыгрывались социальные сцены со сложными характерами персонажей. Задавалась какая-то ситуация, обозначался характер героев, и те парни и девушки, кто становился актёрами, должны были как-то выпутаться из этой ситуации, найти выход.
И до наших дней сохранилось достаточно много социально-бытовых сказок с таким характером, где кто-то не очень умный, кто-то ленивый, кто-то изменяет кому-то. Подобные сказки рассказывали знающие люди на посиделках молодёжи, и они отыгрывались. Как правило, в сказку втягивалась (вне зависимости от их желания) та молодёжь, у кого старшие видели проявления похожих навных программ, или таковые были в их роду.
Так, на посиделках молодёжь получала возможность переписать, перепрожить навные программы рода, сообща выработать какой-то инструмент, который позволит в будущем не вляпаться в подобные истории, не повторить ошибок. Можно сказать, что это были «расстановки по Хелленгеру» того времени, но проходили они гораздо интереснее и веселее.
В проигрывании историй молодёжь больше узнавала друг друга. Например, можно было встретить собрата по «несчастью», человека, у кого похожая навь и, соответственно, для себя понять: «Да, меня к этому человеку будет тянуть сильнее, чем к другим, но с этим человеком я могу и быстрее выздороветь». Это служило одновременно и предупреждением, и инструментом для взаимодействия, понимания, видения ситуации с разных точек зрения и т.п.
Этот второй пригляд каждый раз был разный, с разными сценариями и сюжетами.
Постепенно, когда урок на сегодня заканчивался (тот объем рукоделия, которое молодежь с собой принесла, был сделан), посиделки могли перемещаться во двор, на улицу, т.е. начинались гуляния.
Гуляния – это тоже песни, игры, катание с горок (если зимнее время) на расписанных парнями санях (тоже повод пощеголять друг перед другом). Сани для катаний делались очень нарядные, и получить согласие, чтобы девушка села в твои санки – это тоже повод для парня показать себя.
По времени посиделки могли продолжаться до глубокой ночи (до денницы утренняя заря, 2–3 часов ночи). А в южных регионах могли и до утра гулять, но при этом утренние работы никто не отменял. Если кто-то изъявлял желание уйти пораньше – провожали всем скопом. По парочкам не разбредались, потому что это осуждалось в народе. Когда последняя девушка уходила, расходились и парни.
Пригляд на другие народные праздники
Праздник для наших предков – это цепочка обрядовых действий, там молодёжь не была главной. На кологодных праздниках главными во всех действах считались недавно поженившиеся и молодые пары.
Основные праздники славян, ты узнаешь из мастер-класса «Праздники солнцестояний и солнцеворотов»👇
Существовали отдельные праздники, на которых главный тон задавали уже состоявшиеся семьи, супруги, у которых очень хорошее воспитание детей и всё хорошо с хозяйством.
В основном на этих праздниках молодежь получала возможность приглядеться к некоему эталону, увидеть, к чему надо стремиться, какими стать.
Безусловно, на некоторых праздниках для молодежных увеселений и гуляний существовало своё время, в другие же праздники молодёжь могла только смотреть. Например, Купала – это праздник женатых молодых, для молодёжи там мало действий и только днём. После заката солнца молодёжь вообще не имела права приходить ни на капище, ни к речке, ни к костру – это не их время.
Как же найти пару в современном мире?
Главное – не торопиться. Наши предки считали, что существуют определённые циклы жизни, есть Навь, Явь и Правь, которые отражаются и в развитии любых отношений.
Например, в первые 9 месяцев после знакомства вы всегда видите друг друга через призму собственных иллюзий. Следующие 9 месяцев вы уже учитесь взаимодействовать по-настоящему. И лишь только после этого вы уже начинаете видеть друг друга более правдиво.
Не торопитесь создавать семейный союз, научитесь встречаться. Встречаться – это не прогулки при луне, это совместные действия внутри рода. Не узнав род потенциального супруга или супружницы, вы не узнаете человека по-настоящему.
Помните о том, что любой человек познаётся в делах, а не в словах.
Для того чтобы попасть на посиделки, парни и девушки проходили различные «проверки», своего рода обряды готовности к посещению таких мероприятий. Как всё происходило, вы узнаете из видео ?
Посиделки молодежи
Какой обряд проходила девушка, говорящий о её готовности к посиделкам.
По каким критериям парня допускали к посиделкам.
Что происходило после того, как парни были готовы к посиделкам.
Как часто проходили посиделки молодежи.
Что делали девушки в доме, в котором будут проходить посиделки.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Как проходили капустные посиделки».
📝 Статья «Желающим выйти замуж. Как встретить суженого».
П.С. Хотите прикоснуться к самобытной культуре наших предков? Чтобы узнать всё про посиделки молодежи, рекомендуем изучить семинар «Посвящение в женщину»👇