Любомудрие
Как развивали детей на Руси. Постулаты развития детей в Любомудрии. Что делать с капризным ребенком
В этой статье мы затронем такую тему, как воспитание детей на Руси.
Как воспитывали детей наши предки? Как они передавали детям свои знания и опыт, как обучали их жизненным премудростям? Что считали самым важным в воспитании детей? Существовали ли на Руси наказания для непослушных и капризных детей?
Почему на Руси детей не воспитывали
Да, на Руси детей развивали, а не воспитывали.
Развитие: «ра» – свет, «в» – внутрь, «витие» – от «виться, спирально двигаться вверх».
А слово «воспитание» имеет корни: «вос/воз» – «вместилище груза», «пи» – «постоянная константа», «тан/стан» – «становиться», «ние» – «течение, движение».
Воспитание – «постоянное подпитывание, подкладывание груза по ходу движения».
Наши предки считали, что воспитывать можно раба или того, кто не желает жить самостоятельно, выполняя своё предназначение.
Причём родители для ребенка в период его детства (т.е. от зачатия до 21 года) служили и опорой, и примером. На практике, в ежедневном труде и в бытовых мелочах, родители показывали ребенку, как они выполняют свои роли творца, семьянина, мужчины или женщины и т.п.; как они следуют предназначению своего рода, своей вежи, сословия, варны и т.п.
При этом, родители обязательно давали возможность детям попробовать себя в этих ролях через совместные творения.
Развитие – это когда свету (который есть уже изначально в ребенке и несёт знания от Бога) дают возможность виться вокруг родителей, как вьюнок вокруг опорного столба или дуба, тянуться вверх к Солнцу, раскрывая силу рода.
Именно поэтому в поведении ребёнка родители усматривали себе указания от Богов: капризы, болезни дитя до 3-х лет воспринимались как послания свыше.
Именно позиция, что ребенок пришел учить родителей, а не учиться у них, помогала не впадать взрослым в гордыню, не останавливаться в развитии самим.
Читай также: 👉 Значение слов гордыня, гордость, уважение.
И это не означает, что в поведении ребёнка допускалась вседозволенность, отнюдь. При подобных взаимоотношениях родителей с детьми, родители и дети взаимно обучались, проходили свои испытания и уроки.
Так, ребенок у славян до 3-х лет назывался «Даждьбожичем» – посланником самого Дажьбога (Бога, дающего всю земную благодать). Т.е. он приходит не только для того, чтобы дать новые знания родителям, но и как индикатор того душевного состояния, которое есть в семье.
Например, если ребёнок до 3-х лет болеет (в особенности по ЖКТ), капризничает, закатывает истерики – это показатель того, что в семейных отношениях что-то «не то». Здесь для понимания ситуации помогали знахарские расшифровки предназначения частей тела, органов, заболеваний. Склонность и избирательность в игрушках – тоже информация, помогающая изменить «погоду в доме».
Читай также: 👉 Боль родом из детства, или О чем говорят детские игрушки.
Воспитание детей на Руси:
основные принципы развития
Два основных принципа, на которых строилось развитие (воспитание) детей на Руси и которые старались объяснить ребенку как можно раньше:
- Понятие заботы.
- Закон благодати.
1. Понятие заботы
Развитие (воспитание) детей на Руси также включало в себя объяснение ребенку понятия «Забота». Это первое, что объясняют родители ребенку.
Ребенку разъясняли, что для того, чтобы он смог прийти и благополучно расти, нужно создать и поддержать весь период взросления врата, через которые его Душа пришла в наш мир. На это родители отдают очень большое количество своих сил.
И задача ребенка, теперь, по мере взросления, полностью вернуть эту силу. Хотя бы для того, чтобы в 21 год стать полностью свободным.
«Свобода»: «сво» («сва») – небо и «бод» («ботать») – говорить с Богом, т.е. самостоятельно говорить с Богом, исполнять свое предназначение по силе, без посредников.
Именно для свободного пути, исходя из закона благодати, надо отдать долги, вернуть родителям силу, чтобы не зависеть в получении блага ни от кого, кроме Богов.
Читай также: 👉 Народное образование:
Понятие заботы полностью исключает понятие домашних обязанностей. Каждое дело ребенка – есть забота о родительском мире, о том мире, в котором ты растёшь. И ребенок, начиная с 3-х лет, самостоятельно выбирал, какую заботу он берет на себя добровольно в огромном родовом мире, чтобы через это маленькое дело отдать им часть силы.
Как идти по своей мечте и не впадать в окружающие нас хладности, ты узнаешь из книги 👇
Так, до 14 лет ребёнок растет на силе родителей на 100%, с 14 до 21 года – на 50% на их силе и 50% на своей силе.
Если ребенок через заботу о мире родителей сумел отдать долг, то, вступая во взрослую жизнь, он становился достоин родовой, т.е. уже бóльшей силы. Если нет – то он попадал в созависимые отношения с жизнью, людьми. Взаимоотношения, где такому человеку отведена роль раба.
На Руси первое место за столом и самые лучшие куски пищи, доставались тому мужчине, который больше всего работал в семье – самому старшему, т.к. на его вере, воле и знании существует весь род. Затем – мужчине-работнику. После – женщине-старинушке (прабабке), а затем – женщине, работающей физически. И только в последнюю очередь место за столом и еду получали дети.
Такой подход формировал у ребенка три вещи:
- Уважение к отцам и дедам.
- Стремление вырасти и стать таким же значимым для своей семьи.
- Понимание, что он растет за счет силы старших.
К сожалению, сейчас принято делать все наоборот, самое лучшее – детям. Но если вы своих дедов, мужей, жен не уважаете, то и ребенку энергетически неоткуда взять силы. Тогда он растет эгоистом и энергетическим паразитом: сил нет, но гонора много.
Если и ты хочешь познать мудрость и значение русских сказок, передать ее своим детям, узнать смысл дестких сказок, рекомендуем пройти семинар «Тайный шифр русских сказок»👇
2. Закон благодати
У нас в Роду закон благодати объясняли так:
«Есть твоя краюшка хлеба, и есть – чужая. Если ты без конца отщипываешь от той другой, не своей краюшки, то такие знания будут лежать вокруг тебя, вне тебя. И они, подобно краюшке хлеба, от которой постоянно отщипывают кусочки, будут уменьшаться, исчезать. А поскольку они не в тебе, они лишь вокруг тебя, то ты не сможешь ими воспользоваться. Да, ты сможешь красиво говорить, но не сможешь жить по своим словам.
Но если ты точно такую же краюшку, кусок, отдашь в чей-то мир – ваши оба мира обогатятся новыми знаниями, но при этом останутся цельными».
Читай также: 👉 Сила благодарности для человека.
На Руси с самых малых лет ребенку объясняли, что каждое живое существо на этой Земле есть также и в других мирах, и приучали:
- Хочешь взять что-то у растения, то нужно отдать что-либо в мир растений.
- Хочешь взять что-то у животного, хотя бы его символ в вышивку, резьбу – отдай что-то в мир животных.
- Хочешь взять у родителей силу (а ты её уже взял при зачатии и рождении) – отблагодари их до наступления периода взрослости (21-го года), чтобы выйти во взрослую жизнь без долгов, а значит «не вляпаться» в программу «раба».
А ещё объясняли, что закон благодарности работает сильнее, если работать «на опережение»: сначала вкладываешь в мир, а мир, в ответ, с радостью одаряет тебя. Это называли состоянием щедроты сердца.
«Щедра» – дословно переводится как «милость», но милость не в смысле милостыня (подаяние из жалости). Миловать можно только из состояния «много», «зело» (переизбыток) – только тогда тебе не жалко отдать, делаешь с радостью.
Поэтому, если вы заплатили кому-то за что-то или подали милостыню, а сами в уме копейки считаете (т.е. вам жалко) – ни у человека не прибудет (такая подачка разлетится в пыль), ни у вас (жалость – это то, что убивает любовь). Это святотатство, по отношению к энергии Даждьбога.
Ребенку объясняли, что задача человека – сотворять в мире красоту, любовь, миловать любовью весь мир через своё дело, творчество, рукоделие, и тогда тебе вернется «сторицей» (в сто раз больше).
Читай также: 👉 Как привить детям тягу к рукоделию.
Оба этих постулата становились фундаментом в развития ребенка. А дальше уже, исходя из той вежи (возрастном периоде), в которой находится ребенок, добавлялись свои особенности, испытания, игры.
Ребенок – провокатор.
Как с таким строить отношения?
Часто спрашивают, как же правильно строить взаимоотношения с ребенком, если он специально провоцирует родителей. Например, делает то, что нельзя, а затем улыбается и смотрит на вашу реакцию.
- Такое поведению маленького ребенка – это четко сформированная позиция паразита и рабовладельца.
Когда взрослые «пляшут» вокруг ребенка, и дают ему слишком много энергии, то ребенку не нужно самому трудиться, чтобы получить внимание взрослых и какое-то благо.
В этом случае надо полностью менять весь процесс воспитания.
- В этой ситуации родителям самим надо понять, что если они попадаются на провокации ребенка, значит они его слабее и сами не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют к ребенку.
Т.е., не хотите, чтобы ребенок лгал – не лгите сами. Хотите, чтобы кушал полезную кашу – питайтесь сами правильно и полезно.
Причем, соблюдать это все нужно всегда, а не только когда ребенок вас видит. Потому что даже невидимое ребенку поведение родителей считывается им, принимается за норму и демонстрируется родителям.
- Если вы попадаетесь на провокацию ребенка, это говорит о том, что у вас и у самих очень много напряжения в отношениях с супругом/супругой.
Ребенок всегда приходит как провокатор для родителей. Точнее – как учитель. Но будет ваш ребенок для вас учителем по добру или по злу, зависит того, какие отношения сформированы между родителями. Поэтому, разбирайтесь в своих взаимоотношениях.
Как происходит закладка образов счастья и боли в семье и почему мы выбираем свой род для воплощения, ты узнаешь из семинара «Родолад»👇
Как и за что наказывали на Руси детей
Да, на Руси применяли розги или ремень в качестве способа наказания. Но (и это важно!), на такое наказание с ребенком договаривались.
Т.е. ему четко объясняли: «Ты делаешь вот это (какой-то проступок), значит я имею право с помощью телесного наказания вернуть себе энергию блага, которую ты забрал без моего спроса, нарушив правила поведения в моем мире». Если ребенок на это соглашался, значит знал, что да, есть такой метод возвращения энергии родителям.
С другой стороны, если ситуация с ребенком доходит до необходимости применения физического наказания, это говорит о том, что в родительском мире ребенок главнее родителя, т.е. опять же – вы растите паразита.
Читай также: 👉 Что такое инфантильность? Чем отличается детское и взрослое сознание.
На Руси всегда было так, что главный в мире семьи – мужчина, затем – женщина, затем – их дело и совместная сказка, и только потом – ребенок. И это воспитывалось, начиная с элементарного поведения за столом и заканчивая вообще простроенными отношениями родителей (см. выше закон благодати).
И если в вашей семье ребенок имеет право на все, а родители ограничивают себя (переезжают спать в зал, например, чтобы у ребенка была личная комната) – в таком случае вы растите эгоиста, который будет вам «закручивать гайки», наказывая, прежде всего, сами себя.
Если же, например, маленький ребенок бьет родителей игрушками, причиняет боль любому живому существу (человеку или животному) – пресекать такое надо немедленно. В этом случае наказание зеркально: насколько ребенок позволил себе совершить зло, боль – на столько же боли он должность испытать и сам.
Кроме того, в качестве наказания ребенка могли еще и оставить без какого-то блага. И здесь родителям важно понимать, что каждый из нас рождается с определённой мерой блага. И поощрением является только то, что выходит за верхнюю рамку этой меры, а наказанием – то, что за нижней рамкой меры блага.
К примеру, если для ребенка еда (ее наличие и отсутствие) в рамках его блага жизни, то наказание в стиле «не дам тебе что-то там покушать» для него не является наказанием. Он легко это перенесет.
Так, наказанием является только то, что трудно переносимо. А подарком, настоящим поощрением – только то, что не просто «очень хочется», но то, что кажется трудновыполнимо, труднодостижимо.
***
Подробнее про воспитание детей в русских семьях читайте у Льва Толстого, Михаила Ломоносова, Гавриила Державина, Александра Сумарокова, и т.п. Все они были прекрасными этнографами и очень много написали на эту тему.
Ну а в русской традиции о воспитании детей и вообще об отношениях в семье рассказывала наука с красивым названием – Любомудрие, которая была посвящена системе развития человека, а также созданию и сохранению семьи. Иными словами, о том, как творить справную жизнь по вере, да по совести.
Воспитание детей на Руси. Отношения с непослушным ребенком
Воспитание детей на Руси. Как простраивать отношения с ребенком.
Как ребенок становится «паразитом» и «рабовладельцем».
Почему ребенок манипулирует взрослыми.
Почему ребенок может врать, как это зависит от родителей.
Чему взрослых учат дети.
Как следует вести себя с ребенком. Кто главный в семье. Как договариваться с ребенком.
Воспитание детей на Руси допускало наказания или нет?
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Смысл детских сказок. Чему учат детей и их родителей образы животных».
🔔 Семинар «Воспитание мальчиков и девочек».
П.С. Тем, кто хочет больше узнать о воспитании детей, в помощь семинар «Любомудрие»👇