Берегиня, Узорочье
История и магия лоскутного шитья
Лоскутное шитьё, пэчворк, квилтинг – это разные названия примерно одного вида рукоделия, в котором из кусочков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие. История лоскутного шитья – это тема, которую мы обсуждаем в этом материале.
Все древние народы относились к каждому кусочку ткани очень бережно. И хотя народный крой был очень экономным, но те кусочки, которые оставались от раскроя, сохраняли для других изделий. Эти лоскутки шли в дело не только для сотворения будущих вещей для взрослых и детей, но и на сотворение бесчисленного количества бытовых изделий, которые заполняли дом.
Каждое такое изделие, помимо того, что создавало внешне эстетическую красоту, еще и продолжало тему Узорочья.
Узорочьем славянские народы называли науку о составлении знаков, символов, орнаментов, а также о проявлении этих божественных кодов через вышивку, чеканку, литьё, ткачество и, безусловно, через орнаменты, которые получаются за счёт сшивания лоскутков друг с другом.
Всеми давно подмечено, что в лоскутной технике у разных народов мира существует много общих мотивов в орнаментах и в их расшифровках. Это говорит о том, что Узорочье не умерло – просто оно существовало у разных народов в видоизменённой форме, с немного другими целями. Из поколения в поколение повторялись одни и те же узоры. Мастерицы бережно вносили изменения, однако их было мало – многие орнаменты сохранились неизменными на протяжении столетий на одной и той же территории.
Такое бережное отношение к традициям шитья говорит о том, что люди стремятся к пониманию родовой силы и наследия предков.
История лоскутного шитья
Для меня же лоскутные орнаменты и умение создавать что-то из лоскутков одежды, которая уже вышла из употребления (вашей, родительской, детской и даже уже ушедших родственников) – это самый простой и действенный способов собрать родовую силу, не растерять её и направить дальше по роду.
Традиция собирать лоскутки среди многих родственников присуща абсолютно для всех народов, как славянских, так и африканских, китайских, японских и т.д. Эта традиция дожила до XX века везде. К сожалению, урбанистическая тенденция XX в. привела к тому, что к лоскутным коврикам, покрывалам, занавескам, сидушкам современная молодёжь относится, как к убожеству.
Но такое отношение появилось совсем недавно – каких-то 30–40 лет назад – а значит, ещё многое можно исправить.
Уважительное отношение к труду
Во-первых, история лоскутного шитья показывает, что каждую вещь берегли по причине трепетного уважения к своему и чужому труду. Чтобы создать 1 метр ткани, раньше надо было потратить большое количество времени. Если суммарно посчитать количество часов от момента, когда посеяли, например, лён, до момента, когда из ткацкого станка вышел метр ткани, то получается более 600 часов, а иногда гораздо больше.
Поэтому к каждому кусочку было трепетное отношение. Ткани никогда не выкидывали, из той ткани, которая ещё могла послужить для сотворения куклы, лоскутного одеяла, стать элементом какой-то важной вещи, не делали ветошь. «Ветошью» в деревне называют обычно тряпки, которыми можно протереть мусор, пыль убрать и т.д.
Кроме того, наши предки всегда учили детей: «С травы пришло, в траву ушло». Именно по этому принципу они стремились продлить жизнь любой вещи до того состояния, чтобы она была готова рассыпаться на составляющие, из которых изначально была сделана.
Обычно ветхая вещь закапывалась в грядки, клалась в компост. Если вещь была очистительного характера и набрала много негативной энергетики, то она сжигалась, уходя в землю золой.
История лоскутного шитья. Магическое восприятие пространства
Вторая причина бережного отношения наших предков к любому кусочку ткани – магическое восприятие пространства. Ткачество, шитьё, вышивка – всё это воспринималось нашими предками как умение, благодаря которому женщина сотворяет не просто свою собственную судьбу, а судьбу всего рода.
Абсолютно у всех древних народов мира были Богини-пряхи, которые творили нить мироздания. Вся Вселенная представлялась своеобразным полотном, в которое вплетены нити судеб всех живых существ, включая Богов. Поэтому, когда люди обрели способность ткать полотно, они уподобились Богам, обрели божественное умение.
К любому рукоделию, где была задействована ткань или нитки, относились очень серьёзно. Быть непряхой, неткахой было наивысшим позорищем для женщины. Такую не то, что замуж не брали – даже на посиделки не приглашали. Она оставалась для всего общества ребёнком, сколько бы ей лет от роду ни было.
Как научиться сотворять живые вещи, ты узнаешь из курса «Шьём Судьбу»👇
Простейшие геометрические формы – ключ к устройству Вселенной
Есть ещё и третья причина, история лоскутного шитья показывает, что наши предки очень бережно относились к лоскуткам. Каждый маленький лоскуток, благодаря народному крою, представляет собой простейшую геометрическую фигуру. А те, в свою очередь, являются простыми формами энергополя, в которых закодирована информация об устройстве Вселенной.
Поэтому в лоскутной технике и пэчворке чаще всего используются простые фигуры, которые, сливаясь в узор, в итоге уже составляют более сложные символы.
Самое удивительное то, что все простые фигуры у разных народов расшифровываются почти одинаково. Это говорит о том, что Узорочье когда-то было всеобщим, универсальным знанием для всех народов. Сшивая простейшие фигуры, мастерица самым простым способом, понятным даже ребёнку, меняет всё вокруг.
Читай также: 👉 Формы гончарных и стеклянных изделий.
Квадрат
Квадрат – это дом. Дом в понятии наших предков – объёмное понятие:
- «д» — добро – это понятие, которое вмещало в себя принятие того, что дают Боги, а дают они самое главное – жизнь.
Всё, что происходит в нашей жизни – это добро. Человек не всегда воспринимает события и людей вокруг как добрых. Но на самом деле добро приходит к нему именно для развития. Чем сильнее сопротивляться изменениям, тем меньше это можно воспринимать как добро.
Иногда добро приходит с «волшебными пенделями» – без этого никак, дабы мы не застывали и не превращались в Кощеев;
- Вторая буква «о» – он. «О» не имеет ни начала, ни конца, замкнута в круге, по сути, является кругом. Эта буквица обращает нас к Роду, который всеобъемлющий;
- «М» – в русской культуре было две буквы, которые давали звук «м». Одна называлась «мате», позже она стала называться «мыслете», вторая «мътерь». Мътерь обозначала материальную сторону жизни, а «мыслете» или «мать» означала принятие в себя того, что дают Боги сверху, духовную материю.
Умение сотворять по образу и подобию материальные вещи, которые вмещают в себя большой духовный смысл, и создавала мысль – главную задумку Бога.
Получается, что дом – это место, которое нам дано на добро самим родом для того, чтобы мы умели духовное превращать в материальное. Поэтому наши родичи и те, с кем мы живём в одном доме – самые главные учителя, чтобы мы не забывали духовно развиваться.
Как сделать дом местом силы, ты узнаешь из семинара👇
Людям гораздо проще с чужими, чем с родными, потому что родные являются очень быстрыми зеркалами. В одном роду тараканы одинаковы, а таланты разные. Поэтому так не просто ладить с сородичами, но так важно этому научиться. Это является первой проверкой на взрослость и на осознанность.
Прямоугольник – это ладья Духа. Символ объединения двух людей ради совместного движения.
Круг – это солнце и одновременно земля, это равенство, вече, содружество, артель.
Равнобедренный треугольник в понимании наших предков – Гора Меру, т.е. гора познания, стремления, где ты либо поднимаешься к Богу, либо Бог спускается к тебе – смотря куда направлены вершины треугольников.
Эти простые формы лоскутков помогали даже годовалому малышу объяснить устройство всего мира: «Видишь квадратик? Это домик». Ведь любой ребёнок впервые рисует дом именно в виде квадрата. А ещё это табурет и стол. Это означает, что всё, что имеет квадратную форму, как и дом, объединяется людьми и содержит в себе некое знание об объединении.
Или, круг – это солнце и одновременно земля, а ещё круглые ягоды, фрукты и овощи. Это говорит о том, что их жизнь тоже зависит от солнышка и одновременно – от земли.
Таким образом, через простые фигуры можно познакомиться с правилами, которые в своё время озвучил Гермес Трисмегист: «Малое в большом – большое в малом».
Именно видение подобия во всём формирует трепетное, бережное, внимательное отношение ко всему, а это, в свою очередь, формирует думающего человека, честного, правдивого и верящего. Заметив так много подобия в мире, такой человек больше не усомнишься, что весь этот мир создан кем-то по вполне осознанному и продуманному плану, а значит, создан Богом.
Как правильно выстроить свои цели, ты узнаешь из семинара👇
Такое воспитание формирует хороший и внутренний стержень, благодаря которому человек становится Человеком с большой буквы, а не простым прожигателем жизни, обывателем, какими становятся дети, не научаясь ценить ни игрушки, ни лоскутки, ни одежду, потому что этого много. Пошёл в магазин и купил, так же легко выбросил – разве это сформирует внимательное и бережное отношение? Конечно, нет.
Бережное отношение к душе
В-четвёртых, почему наши предки ценили каждый лоскуток – потому что когда-то его кто-то сотворил. Если он был частью одежды человека вашего рода, значит, на нём осталась частичка силы, души данного человека. И, относясь трепетно к элементу его мира, вы таким образом показываете Вселенной, что бережно относитесь к человеку, к его душе, независимо от того, жив он или нет.
Трепетное отношение жены к уже износившимся рубашкам мужа говорит о том, что она относится к нему с нежностью. Трепетное отношение к детским вещам и умение дать им вторую жизнь (если они не могут носиться другими детьми), позволяет продолжить, удлинить жизнь самого ребёнка.
Как защитить себя и близких от негатива, ты узнаешь из марафона👇
Правила использования лоскутков
Прежде чем использовать каждый лоскуток, наши предки придерживались определённых правил:
1.Лоскутки обязательно очищались 4-мя стихиями по порядку их сотворения в Мироздании. Любая вещь накапливает энергетику хозяина. Мы не всегда находимся в хорошем настроении, не всегда радостные. Бывает, что злимся или обижаемся, а наша одежда это записывает;
2. После очищения лоскутки тщательно сортировались по размерам и по типам материала, как описано в «Домострое», и складывались рачительной хозяйкой в сундуки по цветам. Это связано не только с эстетикой и состоянием «проще найти». Цвет для наших предков (в т.ч. одежды) являлся определённой программой: он помогал призывать соответствующую программу, задачу, силу в этот мир. Поэтому подобное складывали к подобному, чтобы сила к силе пошла и не было мешанины;
3. История лоскутного шитья показывает, что сочетание цветов в лоскутной технике у славянских народов также было очень продуманным. В лоскутных вещах не использовали ткани чёрного цвета, потому что это цвет-поглотитель, своеобразная энергетическая дыра в пространстве. С помощью этого цвета просто не получится призвать в свою жизнь что-то новое;
4. В лоскутных изделиях никогда не использовали вещи, в которых человек болел. Такие вещи, как правило, сжигались либо могли быть очищены 4-мя стихиями, иногда даже выморожены в Крещение на снегу. Единственное, что с них могли сделать – это банные коврики, которые тоже были лоскутные. Такие коврики не всегда шились, чаще всего они вязались, плелись или ткались из лоскутков.
Все остальные вещи могли использоваться;
5. Существовало ограничение при сотворении вещей для ребёнка в возрасте до 7-ми лет (до обретения его собственного пути, раскрытия его предназначения) – лоскутные вещи для него создавались только из одежды родителей или тех людей, которые жили с ним в одном доме (бабушки, дедушки и т.д.). Чужого не приносили, вещи дальних родственников не использовали.
***
Окружая себя такими волшебными живыми вещами, наши предки творили пространство вокруг себя, свои мысли и чувства.
Но и сейчас вещь, сотворённая в лоскутной технике, может незаметно для некоторых упорных и упёртых менять характер людей, делать их более открытыми, более ведающими и знающими.
П.С. Как с помощью одежды преобразить свою жизнь, ты узнаешь из семинара «Золотые ключи народного костюма»👇