Узорочье
Значение слова Узорочье. Возникновение и этимология. Руны, знаки и символы
Учёные историки нередко сталкиваются с увлекательной задачей по расшифровке древних надписей. Результатом такой работы может быть как восстановление незначительных эпизодов повседневной жизни, так и открытие целых пластов истории древних народов и государств. Именно в этом плане мы хотим раскрыть значение слова Узорочье.
Как мы знаем, любой письменности, в традиционном понимании, предшествовал длительный период рисуночного письма. С незапамятных времён человек стремился отобразить в определённых символах свои мысли и знания об окружающем мире. Именно эти рисунки, символы и знаки являются прообразами возникшей впоследствии письменности.
Многие знаки из первобытной письменности вошли в народные орнаменты, которые существуют и по сей день. Конечно, о значении большинства из них мы можем только догадываться, или, не задумываясь об их значении, любоваться сочетанием различных фигур. Наши же далёкие предки умели «читать» их как магические заклинания.
Самыми распространёнными знаками, дошедшими до наших дней, являются:
- волнистая линия — вода, волна;
- круг — солнце;
- косой крест — огонь, костёр;
- схематические рисунки растений — земля, плодородие, жизнь и т.д.
Возникновение славянской письменности
На обширной территории, принадлежавшей некогда древней Руси, и далеко за ее пределами ученые и простые любители старины обнаружили ряд предметов разного предназначения с имеющимися на них надписями. Они – это можно утверждать практически с полной уверенностью – принадлежат славянам и написаны по-славянски. Однако их прочтение вызывает серьёзные затруднения, поскольку письменные знаки этих надписей не принадлежат ни кириллице, ни глаголице – они принадлежат совершенно иной, оригинальной письменности.
В старинных рукописях сохранились свидетельства, что до появления письменности славяне использовали «черты и резы». «Резы» — это, очевидно, счетные зарубки на палках-бирках, дожившие в особо удалённых деревнях до XIX века. «Черты» для гаданий — символические рисунки, при помощи которых гадали об урожае, о судьбе.
Таким образом, можно говорить о непрерывной письменной традиции на территории древней Руси. Такие слова, как «письмо», «писать», «читать», «книга» и некоторые подобные им, являются общими для всех славянских языков. Это свидетельствует об их древности и подтверждает умение славян читать и писать задолго до того, как они стали жить самостоятельной жизнью в новосозданных славянских державах.
Как появилась письменность у древних народов
Как же зарождалась письменность и магия Узорочья? Предлагаю окунуться в эту историю более подробно.
Самое первое письмо называлось пиктографическим, от лат. pictus – нарисованный и греч. γράμμα (grámma) – запись, буква. Такое письмо широко использовалось в древние времена для фиксации и передачи информации.
Оно было одинаково понятно всем людям, говорившим на совершенно разных языках или диалектах, потому что символы, его составляющие, были видны в явной природе и важны для любого человека. Забавные черточки, квадраты и круги, волнистые линии мы находим в орнаментах, которые покрывают еще пещеры каменного века эпохи палеолита, мезолита.
Именно рисунки стали для древних людей способом выражения своих знаний. Поэтому самой первой письменностью можно назвать петроглифы, и их значение гораздо больше, чем просто отображение окружающего мира. Это своеобразные эмбрионы знаков, протоидеи, прообразы, древние представления первобытных людей о себе и о мире.
Позже пиктографическая письменность начала претерпевать изменения. Около 7000 лет назад на глиняных изделиях, относящихся к северобалканской археологической культуре эпохи неолита, появились знаки, которые можно было назвать первыми рунами, известными человечеству.
Многие знаки, подобные рунам, использовались в наскальных рисунках, высекались на деревянных изделиях.
Как использовать славянские руны, вы узнаете на семинаре 👇
На Урале были найдены артефакты, которые датируются 7500-5000 гг. до н.э. Один из таких артефактов – деревянный идол высотой более 2,8 метров, был найден на Шигирском озере, недалеко от Кировграда на Урале.
Ведущий научный сотрудник отдела археологии каменного века Московского института археологии РАН, доктор исторических наук Жилин М.Г. отозвался о находке, как об уникальной структуре, не имеющей аналогов в мире: «Шигирский идол одновременно и живой, и очень сложный. Орнамент, которым он покрыт, не что иное, как зашифрованная информация. С помощью орнамента древние люди передавали свои знания, но расшифровать их очень сложно. Идол датирован эпохой мезолита, это 8680 лет (+/- 140 лет) назад. На сегодняшний момент, это самые древние деревянные скульптуры.»
Позднее специалисты Российской академии наук провели углеродный анализ и выяснили, что возраст находки составляет 9500 лет. Дальнейшие исследования показали, что возраст идола достигает более 12000 лет (11 в. до н.э.)!
Шигирский идол уникален, поскольку он является подтверждением не только существования культуры протоариев и достаточно развитых цивилизаций, но и письменности. Подобные находки (идолы, рисунки, которые можно встретить на глине, на камне) всегда покрыты символами, рунами, некоей древней системой знаков. Эти знаки, изображая основные силы природы, несут сакральный смысл, отражают веру людей того времени. Они помогают нам понять, насколько велика и разнообразна культура данного народа, насколько мощную основу она имеет, насколько великое наследие она нам даёт.
На основе древних петроглифов зародилась вся система письменности. Постепенно сливаясь, эти значки и символы образовывали определенные условные знаки, которые, в свою очередь, начинали передавать информацию и даже наделяться своеобразной магической силой. Таким образом, сам процесс письма и рисования у всех народов почитался еще и как священнодействие.
Протосимволы славянской письменности и их родство с символами других народов
Знаки и символы — это не простые «закорючки», из которых древние люди создавали орнамент, украшая им любую ткань, утварь еще каких-нибудь 100-150 лет назад.
Любые знаки и символы в любом орнаменте являются прямыми потомками самых первых письмен, существовавших у совершенно разных народов. Они являются потомками «чир» и «резов». Греки считали чиры и резы пустыми и не принимали их за письменность. Об этом свидетельствует упоминание летописца Нестора о том, что «славяне до Кирилла и Мефодия письменности не имели». Однако, тот же Нестор отмечает: «Свои знамения отмечают они чирами, резами, да коловратами».
Одновременно с появлением знаков, символов, рун, появляется и их магическое использование. Иными словами, люди при помощи символов пытаются управлять миром.
Определенные символы мы можем встретить только на каменных изделиях, другие символы встречаем на кувшинах и т.д. Появляются символы, использование которых становится узкоприкладным. Например, символы, используемые на топорах, вы никогда не встретите на кувшине или же на упряжке.
В сознании людей происходит разделение символов по сферам их возможного применения: каждый из них находит применение в быту человека. Начинает формироваться магия.
Значение слова «магия» хорошо объясняет известная поговорка: «кто могёт, тот и маг». Магия — это попытка человека управлять, распоряжаться, творить в окружающем мире осознанно.
Надо заметить, что любые древние руны можно разделить на несколько групп по внешнему виду:
1. кресты и свастики,
2. зубцы и крюки,
3. зигзаги,
4. дуги и волны,
5. круги и окружности,
6. углы и угольники,
7. черты и штрихи – вертикальные и диагональные.
Получается 7 видов древнейших рун и символов. И, несмотря на разность народов и мест, откуда пришел тот или иной знак, те символы, которые имеют сходный внешний вид, имеют и сходные способы применения. Это говорит о том, что древние знаки во многом исходили из подсознания людей и формировали определенную психоматрицу, отражая общность сознания.
Читайте также: «Орнаменты и узоры в славянской культуре».
Именно поэтому мы можем увидеть одинаковые символы у абсолютно разных (по мировоззрению и по культуре) народов. Когда же эти символы, кресты, свастики, зубцы, крюки начали объединяться и складываться в целые орнаменты (а орнамент – это уже линейное письмо, т.е. текст), их протосмысл у всех народов остался одинаковым.
Например, знак, называемый в славянской культуре «дзяды», символизировал помощь предкам и распаханное поле. И то, и другое являлось символом мудрости, трудолюбия, умения принять те знания, которые нам оставили предки. В китайской культуре такой же знак называется «черепаха» и несет тот же смысл: трудолюбие и мудрость, принятая от предков.
И так практически со всеми символами. Они являются общими, даже если в разных культурах называются по-разному. Ведь каждый символ был сформирован, или, как говорят многие мифы, «подсмотрен человеком у Бога», очень давно, еще в период формирования человеческой культуры.
То же самое можно сказать о современных буквах: все они происходят от рун – это можно увидеть, разделив древние буквы на составные части.
Знаки и символы занимают особенную нишу в системе исторического рождения и развития письменности у разных народов. Они несут информацию о том, что было важным для человека из любого народа в далеком прошлом. Они несут знание о божественном смысле природы и о стремлении человека к этой божественности.
Именно поэтому, находя похожие знаки в наследии разных культур, мы получаем великую возможность убедиться в том, что человек всегда стремился понять окружающий мир и быть истинным и великим со-творцом Бога на Земле.
Узорочье как способ управления реальностью
Символы и знаки, из которых наши предки создавали орнаменты, постепенно сложились в науку Узорочья.
Эта Наука заключалась в том, чтобы уметь составлять из символов разные образы и сливать их в единый узор, несущий в себе определенный смысл. Узорочьем называли различные умения:
- Умение слить руны или протознаки в единый символ.
- Умение составлять символы, знаки в единый орнамент, предназначенный для вышивки, чеканки, литья, резьбы и т.д.
- Умение сливать буквы и звуки в слова, ибо в каждом слове заключен не только явный смысл, на который мы договорились с миром, но ещё и тайный смысл, раскрывающий истинную суть предназначения вещей (заложенный самим Создателем).
- Умение сливать различные слова в единый гармоничный текст, предназначенный для какого-то конкретного случая. Это и колыбельные, и песни потешные, и заговоры, и славления, и молитвы, и присловия, и сказки, и многое другое.
- Умение соединять отдельные образы в поток мыслей, который также был способен менять окружающую действительность.
Иными словами, Узорочье – это особый стиль, образ мышления, позволяющий менять и запечатлевать окружающую реальность по божественным принципам.
Узорочье — это самая настоящая магия, которая позволяет понять, что все в окружающем мире слито в единый поток сознания. Узорочье помогает нам творить реальность и направляет нас на дороге к постижению Бога.
У всех древних народов сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», «Сказал Бог, и стало так». И человек, произнося слова, отображая образы слов через письменность и орнамент, стремился сотворить мир таким же прекрасным, каким его сотворил Бог.
Читайте также: «Магическое слово Древней Руси».
Именно поэтому, прежде чем приступить к пониманию и к составлению различных орнаментов, необходимо сначала прочувствовать и понять каждый символ, который встречается нам не только в русской культуре, но и в культуре любого народа на матушке Земле. Важно прочувствовать те протообразы, протознания, которые заложены в нас самих нашими предками. По сути, это путь к пониманию самих себя.
Читайте их, смотрите на эти символы, ищите их в окружающей действительности, в прошлом, настоящем и будущем. Стремитесь почувствовать окружающий мир и научиться творить. Стремитесь стать истинными творцами окружающей реальности. Ибо так было задумано Богом, и на это был создан человек на Земле.
Значение слова Узорочье
Из видео вы узнаете:
- Что понимали наши предки под Узорочьем.
- Какие протосимволы способствовали зарождению славянской письменности.
- Как знаки и символы помогают понять, насколько велика и разнообразна культура любого народа.
- 7 видов древнейших рун и символов.
- Что общего между клинописью, иероглифами, петроглифами и рунами.
П.С. Узорочье – это самая настоящая магия, которая позволяет понять, что всё в нашем окружающем мире слито в единый поток сознания и направляет нас на дорогу к постижению Бога. Об этом и не только вы узнаете на семинаре «Узорочье рекомое».
П.П.С. Расскажите в комментариях, понравилась ли вам статья, была ли она полезна? Если у вас остались или появились вопросы, пишите, мы обязательно на них ответим.