Узорочье
Для чего использовались подушки-думки на Руси
У кого дома нет было в детстве милых маленьких подушек, вышитых крестом, гладью, ришелье, грудой возвышавшихся на кровати, разбросанных небрежно по дивану, лежащих на сундуках и пуфах? Наверняка, почти у каждого, и если не в своем доме, то у бабушки с дедушкой точно.
В моём детстве они были, а уже в 7 лет я вышила свою первую подушку в подарок дяде. Причем в нашем доме, да и в домах родственниках, ещё в 3 года я заметила чёткую последовательность: узоры на маленьких подушках были различны по месту своего расположения. И не дай Бог было перетащить, и забыть подушку из девичей в горнице или мужском углу! За ухо или по попе веником можно было запросто получить.
И лишь к 5 годам мне открыли тайну почему так: оказалось, что не случайно подушки-думки пахнут по-разному — в зависимости от того, для кого и чего они были предназначены, такими травами и набивали. И не просто так на них рисунки были как бы изображенными на 4 стороны из центра, даже если это цветочный букет, не говоря уж о геометрических орнаментах!
Научись превращать обыденные действия в обряды👇
Так создавался Ладинец — орнамент, в котором знаки должны быть не только «матрёшкой-вселенной» вложенными друг в друга, но и должен был раскручиваться или по спирали, расширяя или сужая к центру контур, или по двум крестам: диагональному, как буква хярь, что символизировало движение, или по вертикальному, как мечи, воткнутые в неметоне Бога Перуна по кругу, — это означало утверждение какого-либо закона.
Да и вышивались они также особо: по спирали с центра и обязательно посолонь — хоть это и не просто. Так началось постижение глубинных основ Узорочья. А подушки-думки прочно вошли в мою жизнь как прекрасный инструмент для раскрытия способностей Души своей или тех, кто мне дорог.
Читай также: 👉 4 славянских ладинца.
История подушек-думок
Я не знаю, с каких времен точно появились на Руси подушки-думки: ученые спорят об этом. Одни говорят, что благодаря моде на салоны петровских и екатерининских времён с их негой и вальяжностью, когда они помогали удобнее развалиться на тахте перед приёмом кавалера или в томной неге зачитывать стихи гостям.
А другие историки говорят, что моду на этот предмет интерьера завезли казаки, привозящие с походов не только предметы роскоши, но порой и турчанок, привыкших к гаремной жизни и её роскоши на персидских коврах в окружении парчовых и бархатных атаманок и подушек.
А есть и третья сторона, которая рассказывает, что подобное убранство существовало всегда, просто для удобства стариков, девок, рукодельничающих у окна короткими зимними днями, мужей, занятых счетами и хозяйственными делами далеко за полночь: подкладывали под спину, ноги, меж телом и холодной стеной.
И лишь опытные ведуньи позже сообразили превратить это удобство ещё и в инструмент: наносить на него стежками с наговором волшебные знаки Богов, составленные в орнамент.
Чаще всего орнаменты подушек-думок несли пожелания: познать Бога, достичь вершины в обучении, стать в результате обучения, дела известным, популярным, найти лад в душе, хороших отношений с сородичами и соратниками.
Но поскольку содержали не только «земные» символы, но и знаки Богов, то получался ещё и ориентир: куда расти в данном качестве. И поэтому каждый житель в доме имел свою подушку-думку, которую подкладывал под спину для прямого сидения, или же под ноги для того, чтобы ноги стояли правильно, если он мал ростом.
Чем набивались подушки-думки
А ещё травы, которыми набивались эти подушки, способствовали не сну, а именно самопознанию. Очень часто эти травы имеют резкий запах, чтоб не заснуть во время занятий: можжевельник, крапива, вереск, шалфей, иссоп, пижма, полынь, тысячелистник, тимьян, мирт, эвкалипт, базилик, коричник камфорный, розмарин, кинза.
Эти травы, также как зерновые и бобовые культуры, имели и магическое значение. Вот почему их использовали в магии богатства, а зерновые, бобовые добавляли еще и для жёсткости.
Также нередко добавляли рубленные иголки хвойных деревьев — сынов Велеса — для мудрости и терпения, любви к знаниям (каждое также имеет и свою призму значения).
В зажиточных семьях, домах купцов, могли добавляться и пряности, например, гвоздика, имбирь, анис. Набивка подушки-думки были жесткими, т.к. они не предназначены были для сна.
Таким образом, всё в них: от набивки до узора создавало особую магию Узорочья, превращая обычную подушку в Ладинец и инструмент, меняющий сознание и характер, как владельца, так и просто смотрящего.
Желаю всем рукодельницам сотворить такое чудо, а всем мужчинам дывится на чудо рук тех, кто вас любит и знания предков, воплотившихся в простом предмете.
П.С. Как сотворить подушку-думку, а также супружескую подушку, ты узнаешь из мастер-класса «Простая магия Узорочья: подушки»👇