Берегиня, Любомудрие
Женская красота в народной культуре и современности
Воспитание чувства прекрасного в традиции наших предков, как и сейчас, начиналось в раннем детстве. Изо дня в день, маленький ребенок, наблюдая окружающий мир, создает в своем мышлении образы: что есть нормально, что есть красиво, а что есть не красиво или не приемлемо и т.д. И женская красота — не исключение.
Образ того, что считается в женщине красивым, а что нет — начинает закладываться практически с пеленок.
И если сейчас все образы доносятся через телевидение и чужих тётек и дядек в нём, то в народной культуре мать, бабушка, старшие сёстры ежедневно, а особенно на праздники (которых в народной культуре гораздо больше, чем корпоративов у современника), становились живым воплощением берегинь (дев-птиц), жар-птиц, сказочных пав.
А что видит ребёнок с детства сейчас? Драный халат бабушки, куль на голове из волос у неё же и вечно торопящейся мамы, растянутые трико отца и футболки на размер меньше, которые, к тому же являлись до 1987 г. нижним бельём!
И это ежедневно, из года в год.
Лишь иногда папа недовольно облачается в костюм, а мама в платье (корпоратив, поход на чью-нибудь свадьбу, Новый год), а поскольку это редко или неожиданно, то происходит с выплеском недовольства, а иногда и перетекает в ссору. Какой у ребенка будет образ красоты? Правильно: «на фиг мне это надо».
А что демонстрируют телевидение и социальные сети? Где-то там, на островах, идеальные дяди и тёти поют, весело живут, красиво выглядят после сна, спуска с горы на лыжах, воспитывая и кормя грудничка и т.п.
А красоты хочется, природной и по естественным причинам. А теперь сами подумаете, кому будет верить ребенок или подросток на темы: как жить, что есть, куда стремиться и чему учиться?
Вот вам и поколение детей, играющих в монстров-уродов, Барби, суперменов и тому подобных и слушающих интернет-гуру гораздо лучше, чем своих родителей, не ценящих свою страну и культуру. И они растят таких же детей, только уже не сомневающихся, что мини до пупа — это норма, мачо без мозгов со штангой и тачкой — это предел мечты. Ведь именно с детских игр и кукол и начинается формирование эстетики вкуса, понятий нормы, морали, порядочности, чести и бесчестия.
В воспитании понятий красоты в народной культуре одним из важнейших средств считались детские игры с куклами. Играя, ребенок получал представления об основных ценностных ориентирах своего сообщества. В образе самодельной куклы воплотились народные представления о женской красоте, ведь весь ее образ напоминал взрослую рожавшую женщину, довольную жизнью, рукодельницу, создающую красоту своими руками.
Взрослые, изготавливая куколку, объясняли девочкам, какой должна быть настоящая красавица. Особое внимание уделяли пропорциям фигуры, белизне кожи, наиболее значимым деталям костюма, который весь был ориентирован на подчёркивание целомудрия и образа будущего материнства.
И как на кукле, так и в костюме окружающих женщин, дети видели аккуратность (даже самые бедные крестьяне не носили драной с прорехами одежды, такой отличались только изгои), целомудрие, культ материнского начала, устремление к женским божественным образам. А сейчас, глядя на современные куклы, что видите вы?
Женская красота в чистоте тела и волос
Также представления о здоровье и красоте в традиционной культуре многих народов, а особенно славянских, если судить по фольклору, были связаны с понятием чистоты тела и волос. Женская красота — красота лица девушки и женщины в традиционной культуре определялась, прежде всего, гладкостью и чистотой кожи, свидетельствующей о здоровье.
Читай также: 👉 Вредно ли красить волосы?
Самым распространенным среди различных народов Евразии способом придать коже упругость и сохранить ее молодость являлось утреннее умывание холодной чистой водой или обтирание лица снегом. А банная культура Руси изобилует рецептами травяных масок, притирок, средств для умывания на основе того, что растёт на любом огороде, поле, ближайшем лесе.
В русском фольклоре найдётся множество описаний прекрас (эталонов женской и девичьей красоты): чистая (а не под тонной кремов и тоналок), белая (а не под негроидным автозагаром) с естественным румянцем на наливных щеках (а не пунцовость лица кощея) кожа. Глядя на современных городских «красоток», мои братья и дядья говорят, что «у них культ человека, пробывшего несколько лет в лагерях Освенцима и хорошо прожаренного в тамошних печах».
У наших предков ценилось девичье и женское лицо – «кровь с молоком». Чтобы лицо оставалось белым, девушки и молодые женщины избегали загара, закрываясь во время полевых работ низко надвинутым на глаза платком. Девушки умывались молоком или молочной сывороткой, огуречным рассолом, березовым соком. В то время как европейки и городские модницы для беления лица использовали свинцовые белила (покупной пигмент) или натертый стеарин от свечи, гробя свое здоровье.
В юности ради интереса прочитала с лупой состав дорогих румян — яду в них… кто бы школьный курс химии учил. И сейчас, даже в дорогой косметике, «гадости» тоже хватает.
Девушки беляночки, где вы набелилися?
– Мы коровушек доили, молочком умылися.
Читай также: 👉 Народные рецепты косметики.
Румянца достигали, натирая щеки бодягой, ягодами, красной свеклой, водочным настоем красного сандала, грели щёки возле печи — это в деревне. А вот в городах уже с 17 века пользовались раствором квасцов, головками серных спичек или XIX – начале XX в. цветными обертками от конфет — уже тогда город явно деградировал.
Для бровей готовили специальную краску из сурьмы, а чаще просто из сажи, смешанной с жиром, или наводили брови углем. «Собольи брови» – важная составляющая девичьей красоты, постоянно упоминаемая в фольклоре.
До ХIХ в. в некоторых местах (например, в Белозерском и Торопецком у.) в городах и некоторых крепостных деревнях продержался обычай чернить зубы, отмеченный еще в середине XVII в. среди московских модниц. Но если крестьянки так делали, чтоб не батрачить барщину в доме хозяев и избежать возможного насилия с их стороны, то городские модницы просто по дурости. В XIX в., однако, это уже редкий пережиток. Но на Урале, в Сибири, среди «вольных» большинство девушек хотели, чтобы зубы у них были белыми. Для этого, например, сибирячки все время жевали серу (лиственничную смолу).
Секреты русских зазноб, ты узнаешь из книги👇
Украшение груди
Также символом женского начала, связанного в традиционной культуре с идеей материнства и фертильности, являлась женская грудь. В костюме замужней женщины-матери особое внимание уделялось украшению его нагрудной части, причём девушке иметь много украшений на груди не полагалось.
Шелковые и бархатные нагрудники армянок и грузинок, обильно декорированные монетами украшения чувашских и марийских женщин, башкирок и татарок, богатые вышивки на рубахах украинок, конусообразные фибулы латышек и женщин сето, массивные нагрудные пластины туркменок, бисерные ожерелья и гайтаны русских средней полосы и севера – все они выполняли не только декоративную, но и охранительную функцию.
Магическое, обережное значение элементов костюма, закрывающих грудь, демонстрирует хакасское украшение пого с нашитыми перламутровыми пуговицами, стеклянными бусами, бисером, кораллами и серебряными монетами.
Все элементы декора нагрудников и разнообразные нагрудные украшения замужних женщин были символически связаны с материнством и плодородием, а также содержали высшие космические символы — как ориентиры в развитии, жизни, своеобразный код: высшее счастье — это любить мир и Бога, быть его частью (см. место расположения+знаки = значение).
А что сейчас на груди у большинства социальных женщин? Ничего или вырез до пупа — вот вам и отсутствие ориентиров духовных и целеполагания. Максимум безликая побрякушка средь огромного выреза — и это женская красота. И что нормальный мужчина должен думать, глядя на всю эту обнажёнку? Что женщина мечтает о семье и детях? Как-то несовместимо.
Милые женщины, если вы хотите, чтоб вас ценили за ум и душевность, зачем одеваетесь так, чтоб вас хотели только затащить в кровать?
Причём наши прабабки тоже прибегали к хитростям, позволяющим визуально увеличить груди, только использовали не пушап и вырез, а определенные элементы костюма, крой которых ее подчеркивал. Например, тонкую тесьму под сарафаном, что подвязывалась под грудью, особым образом собирая складки, или наклонный крой боковых частей сарафана.
Но в то же время, у знати и высшего сословия даже жарких стран, грудь всегда была закрыта, а вот у рабынь, наоборот, обнажалась. Да и вообще, ещё в Древней Греции и Риме, хоть они и не являются эталоном, было чёткое разделение: достойная женщина — одетая, закрытая, а рабыня, куртизанка — максимально обнажена.
Как с помощью одежды преобразить свою жизнь и реализовать желаемое, ты узнаешь из семинара «Золотые ключи народного костюма»👇
Что считалось красивым и некрасивым
Форма стоп, обхват голеней, упругость икр, объем бедер, походка – вот основные составляющие оценки красоты физической у мужчин ещё 150-200 лет назад.
Для большинства славянских, балканских, финно-угорских народов, а также коренного населения Балтийского региона, идеалом красоты считались упругие в икрах полные ноги, способные к долгой ходьбе. Крестьянки для визуального увеличения объема ног надевали по несколько пар чулок, паголенки (наколенники) или сапоги «гармошкой». При этом походка должна была быть плавной и легкой: «из милости ступает, травы не мнет».
Полнота женских ног считалась красивой и у многих народов Поволжья. Например, мордовские женщины оборачивали ноги белыми или черными онучами «ровно и толсто».
Ведь даже советские нормативы установили: 15 км в день — норма для человека среднего и пожилого возраста, чтобы быть здоровым. А сколько километров вы «прошкандыбаете» на шпильках? Сможете сделать это плавно и с младенцем на руках, коромыслом и ведрами на плечах?
Девичья красота – важный фактор брачного выбора, но общих стандартов ее не было: каждый выбирал «красивую» по своему вкусу.
Говорят, что некрасива, што жа делать, милый мой,
Красотой не славятся, кому какая нравится.
Гораздо больше сведений – о том, что считалось некрасивым: в частушках и «страданиях» девушки жаловались на малый рост, некоторые недовольны были худыми ногами или неподходящим цветом глаз.
Особенно же подробно телесные изъяны описывались в частушках, адресованных «супостаточке», то есть сопернице-разлучнице. Брошенная и обиженная девушка указывала ей на слишком высокий или, наоборот, маленький рост, тоненькие ножки, утиную походку, сутулость, худобу, а также большую – «как у нашей лошади» – голову.
В частушках подчеркивалось искусственное происхождение красота соперницы: кудри у нее навитые, а щеки и губы намазаны помадой.
Ох, яблочко, мелко рубленое,
Не целуйте меня: я напудрена.
Поцелуете, пудру сдуете.
Теперь пудра дорогая, вы не купите.
Заговоры «на красоту»
Гораздо более, чем физическая красота тела, ценилась способность девушки привлекать к себе людей веселым характером, бойкостью, задорной пляской и т. д. Эту красоту–обаяние стимулировали с помощью магических заговоров, которые так и назывались – «на красоту»:
«Стану я, внучка Божья, благословясь, пойду поклонясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в восточну сторону к Океяну-морю. В Океяне-море умоюся, ясным солнышком утруся, месяцем подпояшуся, частыми звездами утычуся. Будь, мое лицо, как яйцо, как чистое зеркальце при праздничках, при собраньицах. Все бы меня любили, зрели, глядели, очей не сносили, знали меня, величали и место давали.»
С просьбой даровать красоту девушки обращались к матушке-заре и батюшке-солнцу, к ясному месяцу, частым звездам и к Пресвятой Богородице, которая ждала их у Алатырь-камня в самой середине просторного мира.
Женская красота становилась космическим качеством, соединяя в себе мощь всех природных сил и мировых сфер. Заговор произносили, когда умывались поутру, одевались, прихорашивались, собираясь на гулянку. Девушка настраивала себя на то, что будет самой красивой, чтобы все на нее «зрели и смотрели, очей ясных не сводили», «любили, все уважали, все почитали».
Более действенными эти слова становились, если произнести их в Чистый четверг или Иванов день (Купалу), умываясь первой утренней водой.
Заговоры «на красоту» можно рассматривать как способ психологической подготовки перед публичным появлением на молодежном игрище. Так формировали самоценность, независимую от того, что скажут и что модно.
Статус девушки и женщины
Чаще всего женская красота в народных представлениях и обрядах ассоциируется с косой, еще одним символом девичества.
Девушки использовали различные (в том числе магические) средства для роста косы, длина которой и толщина служили предметом похвальбы перед подружками.
Ведь коса — это еще и инструмент накопления энергии, божественной силы, т.к. основной элемент волос — кремний — лучший электролит. До замужества девка копит космическую энергию «на себя», после — «на дитя» и «мужа, отношения» — а это — дело тайное.
Согрешившей до брака девушке в некоторых местах не разрешали больше носить косу, вместе с которой, считалось, она утрачивала и красоту. Косу торжественно расплетали на свадьбе, укладывали волосы по-бабьи, скрывая их под повойник или другой бабий головной убор.
Различные украшения девичьих волос: венцы, ленты, накосники – носили название «красота». Перед свадьбой на последнем девичнике невеста отдавала эту «красоту» своим подружкам, иногда только одной, любимой подружке или младшей сестре, что означало пожелание ей выйти замуж.
«Красоту» могла символизировать елочка или иное деревце (на юге — берёза), украшенное лентами, сластями и поставленное на столе во время девичника. Девушки, прощаясь с невестой, оплакивали ее «красоту».
В традиционной культуре красный и белый цвета противопоставляются как знаки девичьего и женского статусов.
Ключом к пониманию этой оппозиции является соотнесение отсутствия регул с состоянием беременности: «регулы, как известно, исчезают с зачатием и появляются далеко не сразу после родов, а если вспомнить, что крестьянские женщины в детородный период рожали по 10-20 детей, то становится отчасти понятно, почему у многих народов белый цвет связывался преимущественно с женщиной (само отсутствие регул носило название „белизны“), а красный — с девушкой».
У взрослых женщин красота непосредственно связана с плодородием. «Курица несется – и гребень красный; перестала нестись – и гребень посинел», – гласит вятская пословица, намекая на то, что женщина сохраняет красоту, пока рожает детей («Раньше-то по двенадцать детей носили!»).
Вместе с тем беременности и роды, по народным представлениям, уносят со временем женскую красоту, которая как бы передается женщиной ее дочерям. До сих пор считается, что женщина, беременная девочкой, дурнеет лицом, потому что «девочка всю красоту у матери забирает».
С другой стороны, и мать может забрать красота у дочери, если умрет в день начала у дочери регул; по вятским поверьям, дочь в этом случае будет бледной и квелой.
Но также бытовали представления, что, становясь женщиной, она обретает «красоту сердешную», «ягодную», поэтому и называли рожающую женщину «ягодкой». А с потерей способности к родам — красоту духа — «ягишной, ягьей баба-то становилась, как понёву с ягьями снимала — вся сила с рогов и печи в кичьку ей шла, в ум-то«.
Каждая из женщин может раскрыть в себе истинную женственность благодаря знаниям из календаря богини Лели, рекомендуем пройти курс «Женщина-цветок»👇
Мужская и женская красота
Разное значение имела женская и мужская красота. Женская красота – воплощение, в первую очередь, плодоносящей способности во всех ее проявлениях, так же как сила – проявление и символ мужской красота. Женская и мужская привлекательность часто обозначаются разными словами.
Красивая девушка – «баска», «бускулечка», «крашенка», «справненькая», «вербочка», «зряшная» (от «зреть» – смотреть), то есть подчеркивается телесный и внешний аспекты красоты. Для обозначения привлекательности мужчины чаще использовались слова «приличный», «щедрый», акцентировавшие социально-духовные качества.
Мужская телесная красота в фольклоре упоминается только у парней, вступивших в период предбрачных ухаживаний (молодежных игр), да и то об этом говорится, как правило, не в мужских, а в женских текстах (частушках, страданиях, лирических песнях и романсах).
В них чаще всего упоминаются волосы возлюбленного (кудрявые, волнистые, но «без кудрей и так хорош»), затем глаза (веселые, задушевные, разудалые). Походка у него вперевалочку, он идет-качается, но чаще девушка не уточняет, какая это походка, говорит только, что по походке издали узнает своего милого. Правда, если он вдруг завел себе другую, сразу обнаруживается, что походка у него «никудышняя».
Важной составляющей мужской красота является гармонь или хотя бы звонкий голос, а также белая рубашка, которая во время удалой деревенской драки «вся окапана в крови».
Символика красоты соприкасается с символикой крови, как носителя жизненной силы. Здесь сходится понимание мужской (кровь израненного бойца) и женской (родильная кровь и месячное «цветенье» девушки) красоты.
Начало девичьего «красованья» (совершеннолетия) связывают с приходом первых месячных, означающим в народном понимании готовность к браку. Расцвет красота и связанных с нею обрядов соединяют с девичеством. Молодуха продолжает красоваться (ходить на молодежные собрания, наряжаться) еще некоторое время после свадьбы, обычно до рождения первого ребенка. Затем красота, как символ женственности, уступает место родильной крови.
Красота – это девичья, нераскрытая ипостась женского плодоносящего начала, кровь – женская его реализация в родах и материнстве.
Любопытна лексика, обозначающая отсутствие красоты. Понятия, построенные по принципу отрицания (небаский и т. п.), объединяются с обширным пластом терминов, которые акцентировали значения смерти, страха и чужести (отчуждения). О некрасивых людях говорили: «страшна как смерть», «как смерть погребенная»; «пужало», «боязный», «страшной», «страшимый», «страхилат», «страхулет», «страхила».
Иногда использовали непонятные, иноязычные или книжные (также имевшие статус непонятных) слова: «чувырла», «чуман», «облекасия», а в некоторых местах на Урале некрасивого человека называли книжным и непонятным именем «сократ».
Все эти наименования так или иначе подразумевали одну и ту же коммуникативную программу по отношению к некрасивому человеку: отчуждение, нежелание с ним общаться. И «страх», и «смерть», и «иноязычие» означали одно и то же: коммуникативный барьер. Отсутствие красоты предполагало, следовательно, и перспективу социальной изоляции.
А сейчас некрасивыми считают не раздетых, не напомаженных, скромно одетых девушек. А мамы воспитывают мальчиков, запрещая им драться, кричать, громко говорить. «Всё смешалось и стало с ног на голову», — как говорил М.А. Булгаков. А по-прежнему хотят мужчин-защитников и верных подруг. Вам это не кажется странным?
Читай также: 👉 На что нас провоцируют СМИ или немного о современной моде.
И даже если вы утратили какую-то часть, составляющую понятия красоты для наших предков (девственность, волосы, ваш гардероб — сплошная «обнаженка») — меняться НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!
Да, девственность не вернёшь, но есть обряд «Родоварты». Сложно? Ну тогда хотя бы ведите себя как достойная женщина, развивайте женскую красоту и белёсость (чистоту и гордость):
- выбросите или перешейте мини и декольте;
- старайтесь использовать магию цвета в одежде;
- научитесь с достоинством и грацией ходить в любой обуви, даже если у вас 45 и вы носите кроссовки;
- поменяйте джинсы на длинные юбки и платья разных цветов и расцветок;
- ухаживайте за своими волосами ежедневно;
- учитесь украшать себя, защищая и подчёркивая красоту и женственность;
- развивайте добродушие и весёлый нрав: ржут — кони, женщина — смеётся, «как бубенчики звенят», «ну а речь то говорит, словно реченька журчит»;
- научитесь управлять своим настроением и энергией в месячные, чтобы не превращаться в стерву и грымзу.
В общем, изучайте женскую магию наших предков и будьте счастливы так, чтоб быть «Солнышком для мира, Луной для милого, звездой яркой для детушек, ручьём чистым для правнучков».
П.С. Как вернуть себе утерянный мир женской магии и вновь встать на путь женского предназначения, ты узнаешь из семинара «Посвящение в женщину»👇