Берегиня, Любомудрие
Качества замужней женщины. Переход девушки в статус жены
Продолжаем беседу о женской красоте, разберём качества замужней женщины на Руси:
- Часть 1 — Понятие о девичьей красоте в разные времена и у разных народов.
- Часть 2 — Женская красота в народной культуре и современности.
- Часть 3 — [Вы здесь] Качества замужней женщины. Переход девушки в статус жены.
Устоявшиеся понятия о красоте ярко отразились в праздничных костюмах молодых женщин. Мы уже начали с вами этот разговор в предыдущей статье, упоминая девичьи ленты, накосники и прочие головные уборы, продолжим.
Расставание с девичьей красотой
Так, в Вологодской губернии, передавая своей сестре дéвичью крáсоту в виде ленты или платка, невеста наказывала ей:
Ты носи мою красоту
По годовым честным праздничкам,
По гулящим-то ярмаркам,
Ты носи, сберегаючи,
Все меня поминаючи.
Если худо покажется,
То по святым воскресеньицам.
Если худо покажется,
То в компаньи веселые,
На вечеринки матерые.
Коли худо покажется,
То в лес по красные ягодки
И на работу тяжелую.
В этом плане понятие дéвичьей крáсоты в свадебной поэзии соотносится с самим периодом девичества и характерными для него занятиями. В Самарской губернии, прощаясь с дéвичьей крáсотой, невеста горевала:
Милы мои подруженьки,
Отгуляла-то я по широкой улице,
Отпела-то я с вами развеселы песенки,
Отойдут-то с вами все гульбы, забавушки,
Все девичьи прохладушки!
Действительно, расставание с дéвичьей крáсотой и замужество оказывались той границей, за которой невеста лишалась возможности проводить время таким образом. Поэтому во многих местных традициях в причитаниях и приговорах, сопровождавших обряды с крáсотой, часто звучит тема противопоставления девичьей жизни и женской доли.
Так, в Вологодской губернии при выносе крáсоты-елочки произносили присказ, в котором олицетворенная дéвичья крáсота обращалась к невесте:
Бабья-то жизнь на печи в углу валяется,
В портянки обвивается, в лапотки обувается,
По деревне идет — запинается, говорит — задыхается,
Когда ты беременна будешь,
А вот наша-то девичья жизнь —
Подольше поспать, встать да умыться,
Побыстрей снарядиться, по деревне пройдиться.
По деревне идет, словно ягодка цветет,
А словечко говорит, вроде рубликом дарит.
В подобных причитах девушки, с одной стороны, пропевали свои страхи относительно женской доли, с другой — обозначали своё понимание, что после замужества всё будет другим: одежда, дом, порядок за столом, порядок стравы, распорядок дня и т.п. — это в народе означало готовность к замужеству.
Как вернуть себе утерянный мир женской магии и вновь встать на путь женского предназначения, ты узнаешь из семинара «Посвящение в женщину»👇
Прощание с волей вольной
В сфере семейного уклада и распределения обязанностей между домочадцами положение девушек, достигших брачного возраста, отличалось наибольшей свободой. Традиционно девичья жизнь считалась беззаботной и вольной. Не случайно в народных представлениях понятие воли зачастую выступало как синонимичное дéвичьей крáсоте, а сама дéвичья крáсота в свадебных причетах называлась волей вольной.
Действительно, на фоне всех половозрастных групп общины именно девушки, достигшие брачного возраста, воспринимались как украшение общества благодаря свойственным этой поре природной свежести, а также наиболее ярким, нарядным и красивым костюмам. Не случайно во многих местах у русских слово красоваться означало быть девушкой.
Название: Девичник Автор: Алексей Корзухин Год: 1889
В Олонецкой губернии красóтами называли девушек, провожающих невесту к венцу. Сама дéвичья крáсота, олицетворявшаяся в свадебных причитаниях, также наделялась признаком красоты: «Моя дивья-та крáсота / Да из себя-то хорошая, / Волосами-то сивая / Да на лицо-то красивая». В этом плане показательно и использование в народной поэзии эпитета красная в значении красивая для образа дéвичьей крáсоты.
Читай также: 👉 Как встретить своего суженого.
Переход девушки в статус жены
В морально-этическом плане понятие дéвичьей крáсоты соотносилось с идеальным поведением, приписываемым традицией девушке на выданье: честность, скромность, аккуратность и т. п. Об этом свидетельствует, в частности, наказ невесты сестре при передаче дéвичьей крáсоты:
Ты возьми моя сéстрица,
Мою дивью-ту красоту,
Ты ступай, моя сéстрица,
Да во мои-те следочики,
Ты ходи, моя сéстрица,
Ниже травы-то шо?кóвые,
Да говори, моя сéстрица,
Тише воды-то ключёвые,
Ты ходи-то тихохонько
Да ступай-то мичехонько [мелко],
Щобы на сафьяны чарóчики
Щобы вода не заливаласе
Да пески не засыпалисе.
Ты не бойсе-ко, сестрица,
Да чесны-дивьи-то красоты:
Все люди-те добрые
Не доходя со мной кланелись…
Таким образом, понятие дéвичьей крáсоты в народных представлениях является сложным и неоднозначным.
Что сделать, чтобы встретить своего спутника жизни, ты узнаешь из семинара «Посвящение в Весты»👇
С одной стороны, оно включает в себя отличительные характеристики девушки, готовой к замужеству, по большей части этические, моральные и качества рукодельницы. С другой стороны, непосредственно в ритуальной практике дéвичья крáсота находит материальное воплощение в разнообразных предметах, выступающих как обрядовые атрибуты.
Они символизируют и саму невесту, и возрастной статус взрослой девушки, и девичий период жизни, и отдельные характеристики, свойственные как просватанной девушке (целостность, красотá и вообще, все лучшие качества), так и поре девичества (свобода, воля, беззаботность, веселье и проч.).
Эти предметы и обряды с ними помогают «перейти» с одного статуса в другой, с одной семьи в другую, морально готовят, заменяют психолога.
Читай также: 👉 Прекрасная или премудрая, какая вы женщина?
Статус женщины в русской культуре
Но с девичеством понятие красоты в русской культуре не заканчиваются, т.к. находит отражение в ряде обрядов, ритуалов, терминов, также связанных с красным цветом, а значит красоты, но с другим оттенком, а значит и душевном состоянием.
Таким ярким примером является выражение «баба-ягодка» и наличие в сказках как очень яркого персонажа, как Баба Яга, чьё имя происходит от древнего имени Ягда — «ягодка».
Так поговорим же о красоте женской — ягишности, ягодности.
Женственность, в представлении русской культуры — это состояние, а не возраст, т.к. статуса «баба» могла удостоиться и молодая жена, а могла быть ей обделена женщина, родившая уже и 5, и 7 детей.
Это был статус, которого надо было достичь в глазах не только семьи мужа, его рода, но и общества. Оно включало много разных аспектов: легкость, нежность, любовь, умиротворенность, доверие, открытость, мягкость, текучесть, радость, наполненность и так далее.
Как исцелить душевные раны, ты узнаешь из марафона👇
Для того, чтобы обрести данные качества замужней женщины, наши прабабушки:
- Избавлялись от страхов, предубеждений и шаблонов ДО замужества, относительно него, семьи будущих родственников по мужу, потерей девственности и т.п.
- Совершали большой ряд обрядовых действий во время свадьбы и после нее, которые символизировали вхождение в «женскую долю«. Надо сказать, что многие из этих обрядов связаны с одеждой, переодеванием, вещами, которыми могла пользоваться только замужняя, но изготовленные ещё в девичестве. Уже само изготовление подобных вещей настраивало на житиё в женском образе.
- Учились быть женщиной с самого детства, наблюдая за матерью, бабушкой, тётками, но, прежде всего, у свекрови и женщин рода мужа, чтобы быть не просто женщиной, а подходящей данному роду, чтоб в вашем поведении и внешнем виде, в ваших блюдах муж ощущал что-то знакомое, «родное«.
- Развивая качества замужней женщины, опирались на божественные, священные книги — кон для всех и вся.
Читай также: 👉 Марья-искусница – кто она?
Качества замужней женщины. Природные и божественные образы женственности
Мне очень понравилось высказывание моей соратницы Ланы Чулановой, полностью совпадающей с ведическим и народным представлением: «Женщина подобно цветку. Вот она маленькая девочка и похожа на закрытый бутон. Вот девушка — похожа на цветок, который начал раскрывать свои лепестки. И вот прекрасная женственная женщина — распустившаяся роза, очаровывающая всех своим ароматом и красотой». То есть в каждой девочке есть лепестки женственности, но раскроются ли они — зависит от неё самой (см. список вверху).
Даже если девочку воспитывают по-женски неправильно: критикуют её внешность, лишают возможности наряжаться и украшать себя, не учат говорить и просить, благодарить и отказывать, ждать, быть терпеливой, вести себя с достоинством, развивают только её ум, учат торговать своим телом, манипулировать, позволяют ей истерики и стервозное поведение и т.п. — это НЕ ПРИГОВОР.
Всё это убивает женственность, но всё это можно изменить в себе, если приложить труд и терпение. И обратить своё внимание на природные и божественные образы.
Обратимся к русским сказкам:
- Василиса Прекрасная — девушка; Василиса Премудрая — жена.
- Марья-искусницаа — девушка; Василиса-Микулишна — жена.
- Елена-Прекрасная, Царевна-Лебедь — девушка; королева Апраксия — жена.
- А также в роли жены стоит отметить: Настасью Микулишну, Настасья Окульевна, Авдотья-рязаночка, Златогорка (родила сына Илье Муромцу); а также безимённые мудрые жёны из различных сказок и пьес народного театра.
- Настасья Королевична и дочь Ильи Муромца — как не прошедшие переход из девки в жёны.
Название: Иван-Царевич на Сером Волке
Автор: Виктор Васнецов Год: 1889
Качества замужней женщины
Что же особенного и красивого в образе жён, отмеченных русским фольклором?
- Отсутствие программы «надо быть как все», синдрома «хорошей девочки» — в противовес, наоборот, представлено нестандартное мышление.
- Готовность поступиться правилами и общественной моралью, если надо пойти за мужем.
- Отсутствие стремления соответствовать чьим-либо ожиданиям.
- Безграничная вера в мужа и его дела.
- В их сознании выше мужа — Бог, а не мама с папой.
- Отсутствие методов очарования, но осознанность в служении своей красоты на честь и красоту рода мужу и его чести.
- Для них роль хорошей жены — это исполнение своего предназначения, не навязанный, а добровольный выбор, желанный, даже если по силе ты равна мужу или превосходишь его (есть и такие примеры).
- Отсутствие идеализации мужа, а значит очарованности — это идеальная защита от будущих разочарований, обид на себя, окружающих, претензий и упрёков.
- Умение преподнести необычные, высокие, сверх просьбы мужу с уверенностью, что он сможет и справится. Вера в то, что это чудо может сотворить, достать только муж.
- Отсутствие необоснованных требований к окружающим, критики и осуждений. Упреки произносятся мужу ласково, с печалью, но с надеждой и верой, что «утро вечера мудренее».
Кроме того, женская красота видится в материнстве, умении нести себя, красоваться мужем и детьми, кичиться статусом замужества (отсюда и головной убор — кичка), гордиться мужем, украшая себя его подарками «напоказ всей улице«, детей одевать «так по одежке и матушку судят, а по кафтанчику — батюшку«.
Читай также: 👉 Образ берегини в мифах и сказках.
Женщина в период материнства
Не случайно женщина замужняя сравнивалась с печью, так также называли и «горячую», в состоянии детородности матку» — поэтому в частушках и песнях-заигрышах говорится, что с бабой горячо должно быть, сладко — это и о сексуальном контакте, и о житьё-бытьё с ней. Плохую, холодную по темпераменту, не умелую у печи женщину часто «огарком заскорузлым« величали или «гузкою«, т.к. по мнению народа она «зря женску долю просиживает«.
Именно в период замужества и в детородный период носила женщина понёву с максимальным количеством ярг — знаков женской силы, вышитых или сотканных красным цветом. Да и именно в этот период жизни было в костюме женщины более всего белого, красного — на праздники, и ягодного, бордового с зелёным или, в контраст, синим цветов в будни. И именно в статусе жены появлялся и распускался в своей полноте золотой цвет на головных уборах, платках в костюме у женщины.
Весь её облик говорил, что она полна сил, стремиться уподобиться небесным и земным Богиням, наполнить мир семьи красотой и сладостью, богатством-золотом и светом — она становилась Звездой, Луною, Присолнышком при Солнце-муже в доме.
П.С. Каждая из женщин может раскрыть в себе истинную женственность благодаря знаниям из календаря богини Лели, рекомендуем пройти курс «Женщина-цветок»👇