Родолад
Праздник Осенин: как праздновали Новолетие на Руси
Осенины, Новолетие, Новый год – как все эти праздники возникли в славянском календаре и почему Осенины стали Новолетием? А также как было принято на Руси праздновать этот праздник, какие народные игры, хороводы и обряды проводили наши предки? Поговорим в этой статье.
Новолетие: история праздника
До указа Петра 1 крестьяне отмечали начало нового аграрного года весной – 21-24 марта и называли этот праздник Великъднем или Масленицей. Связан он был со значительным видимым увеличением светового дня и началом подготовки к земельным работам: на юге уже начинали готовить землю, а на севере пока еще только орудия, но уже белили ткани на ярком солнце и снегу, чтобы шить покосные рубахи.
А вот начало Лета – астрономического года, соотносили с нарождением нового солнечного цикла и завершением самой длинной ночи года – 21 декабря. Поэтому 21-24 декабря праздновали Коляду – так именовали Бога Солнца – младенца, который рождался в этот период. И Новое Лето отсчитывали с 24 декабря. Именно «лето», т.к. слово «год» является заимствованным и появляется в те же петровские времена.
В связи с идеологической борьбой против староверов и старообрядцев, ведущих своё исчисление по старому стилю, позже произошёл раскол, и часть традиции стала именовать Новолетием Осенины (21-24.09), а часть оставила начало счисления календаря (ведь само его название происходит от имени Бога Коляды) – от Новолетия Коляды (21-24.12).
Но самое главное, что дни весеннего или осеннего равноденствия, летнего или зимнего солнцестояния, лунные циклы, оказывающие на нас огромное влияние – это астрономические события, с которыми синхронизировано биологическое время, биоритмы всего живого на Земле, в том числе и человека.
Так как же праздновали этот праздник?
Празднование Новолетия
Во многих родах, когда люди приходили на поляну, предназначенную для празднования Новолетия, или центральную площадь деревни, или к храму, капищу, их должны были встречать Стражи. Они были по-разному одеты, т.к. один Страж символизировал лето, второй – зиму. Людям они загадывали загадки.
Пропуск на праздник для детей и молодёжи – это умение отгадать не менее трех-пяти загадок, а для более взрослых – принести и продемонстрировать сотворённое или начатое в честь Богов рукоделие. Для бездельников вход на праздник был заказан: «Кто не работает – тот каравая праздничного не ест».
Читай также: 👉 Женские праздники в славянском календаре.
Далее их встречали сестры Жива и Лада – для изображения Богинь выбирали загодя не самых красивых, но самых рукодельных, с хорошим, не сварливым характером, многодетных женщин. Образу Богини Живы и Дажьбогу был посвящен сей праздник: они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.
В этом празднике Богиня Лада символически прощается с людьми, так как лето завершается и сменяется благодатью осени – временем Богини Живы и Дажьбога. В семейном мифологическом аспекте молодые супруги превращаются в мужика и бабу, т.к. «живой», «важенкой», «рогатой» (а именно такой головной убор у Богини Живы) называли бабу беременную, брюхатую.
Так ведь и Великая Богиня, единая во всех своих ипостасях, уже тяжёлая Колядой. И это радостная весть: Светлые Боги уходят на Небо, близится зима и время тьмы, но с нами молодой Бог, пусть еще и нерождённый. Поэтому ещё на этом празднике чествовали Рода и Рожаниц – особенно к ним обращались те, кто мечтал о детях.
Читай также: 👉 Осенины, Таусень, Радогощь – что было принято делать в этот период.
В потеших текстах скоморошьего театра говорилось: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, так же хорошо вы должны поработать духовно».
Люди пели честь Богиням Ладе и Живе, одаривали их дарами, благодарили Живу за ниспосланный урожай. А еще считалось, что в Новолетие перед Живой обязательно нужно бахвалиться, сколько за лето вы успели сделать, демонстрируя полные явствами столы, надевая богатую одежду, украшая дом вышитыми бранницами.
Кроме того, на Новолетие было принято сажать мальчиков, достигших трехлетнего возраста, на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних на настоящего – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.
Считалось, что этот конь – символ Бога Овсеня или Туасеня, который Коляду ищет и потом его на себе привозит. Кроме того, обряд был своеобразным пожеланием здоровья: хорошо пережить зиму.
Читай также: 👉 Славянские праздники в феврале и марте.
А девочки обычно наряжали ряженого коня, кормили, водили поить. Конь мог упираться, их задача – уговаривать, завлекать, проявлять женскую смекалку. А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки.
Новолетие: хороводы, песни, игры
После славлений Богам, мистерий наступал наступал период гуляний, игр, где каждая из них и каждый хоровод имел своё символическое значение.
Например, одним из часто встречающихся хороводов был «Плетень». Он символизировал единство и сплочённость рода. Кроме того, считалось, что «помогает жить достойно, родичей не бояться, со всем миром тесно объединяться-сплетаться, а тем от зимы и стужи защищаться. А кто на кого обижается, тот узлом на родовой силушке вяжется».
А ещё с осени наступала пора свадеб, но еще до свадьбы молодые стремились проверить друг друга в хороводах: ладно ли идти рядом, попадают ли в такт, тянет ли душу вновь в хороводе встретиться?
Такие хороводы, как «Ручеёк», песни «Вьюн над водой», «Утку селезень гонял», «Горелки» (песни-игры) проверяли молодых на умение слушать другого человека (неважно кто по полу), различать свои чувства при встрече, чувствовать душу человека, а не своё настроение.
А такие игры как «Хрен», «Капустка», «Салки» и др. помогали проиграть разные семейные ситуации: для молодых пар – снять напряжение, для ещё несемейных – намотать на ус.
С детьми часто не только на этот праздник, но и всю зиму играли в игру «Заинька». Образ зайца в осенний период очень важен в фольклоре — он образ Луны, и летом на ней стережёт Богиню Мару, а осенью его стража кончается, и Богиня Зимы спускается на Землю, а в наказание насылает на людей «заячьи» чувства – страхи. А поскольку лучшая борьба с ними – веселье и танец, то осень и зимние праздники ими изобиловали. Такую же цель (проработка страхов) выполняли игры с участием «волков» и «лебедей», «козлят», «гусей» и т.п.
Читай также: 👉 Ладинец благодарности предкам.
А поскольку с осени начинался период женских посиделок и рукоделия, и это было не просто необходимостью житейской в одежде и ткани – работая с полотном, женщины меняли судьбу рода, старались вышить узоры счастья и благости.
АА образом хорошей умелой боярыни-рукодельницы была еще и тетёра – жена тетерева, ее изображали на боярских поясах, фибулах, гривнах. А также в танцах и хороводах: танец «Тетёра», игра «Ткачиха», «Ниточка» и др.
В общем, Новолетие или Осенины, как и любой русский праздник, был наполнен не только весельем, шутками, гуляниями и пиром, но ещё и глубоким смыслом каждого действа.
П.С. Для тех, кто хочет больше узнать об основных праздниках славян, рекомендуем изучить мастер-класс «Праздники солнцестояний и солнцеворотов»👇
Об авторе
-
http://vk.com/id310837032 Юлия Афонасьева
-
Служба поддержки
-