Родолад
Святки и праздник Водокрес — корни традиций
Святки, Старый Новый год, Крещение, праздник Водокрес, гуляния, гадания, Щедрый вечер — череда зимних праздников, в которой мешанина христианских и языческих верований переплелась настолько крепко, что разобраться в ней сложно, но нужно, т.к. понимание традиций даёт возможность стать столь же внимательными и вежественными к знакам Богов, природы, космическим ритмам.
«Святки» значат «праздники», «празь»-«через» — пройти через время и выйти чистым, преображенным.
«Обряд» — «оберегать», «обрядить», «рядить», «ладить». Ладили себя, свой организм, мысли, дух и ладили все пространство вокруг себя. Святки и праздник Водокрес собственно должны святить благочестием великое и отрадное событие в природе и духовный свет, явленный людям в образе Бога Коляды, затем, при смене Дня Сварога (16 тыс. лет) на Ночь (следующие 16 тыс. лет), Бога Перуна в незапамятные времена, а в явном мире князя Буса Белояра в 4 веке нашей эры.
Святки и праздник Водокрес
В древнейшие времена Святками считали 12, 14, а древнее 27 дней от зимнего солнцеворота (24.12). С 24.12 по 7.01 по христианскому календарю, а по ведическому до 20.01 длится период «Святок».
Любопытно, что именно в декабре начинали учить детей грамоте, окончательно передавали ребенка в руки учителя в день солнцеворота, когда «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз». С этого дня «солнце наряжается в красный сарафан, кокошник, садится в телегу и едет в теплыя страны».
Зиме пришел «карачун». Интересно, что у русских «карачун» — это дни кануна солнцеворота, т.е. самые короткие, темные и холодные дни. С другой стороны, «Корочун» — это злой дух, убивающий жизнь. В некоторых губерниях, благодаря влиянию христианской традиции, «корочун» — это филипповский пост. В ведическом мире этот период завершает праздник Водокрес.
За этот период младенец Коляда, народившийся в Навном подземном царстве 21.12 и вышедший в Явь 24.12, стремительно взрослеет, проходя 3 раза по 9 миров, в каждом их яиц Мироздания — итого 27, поэтому именно такое количество дней от 24.12 до 20.01.
Наши предки считали, что в начале творения мира Птица-Мать Сва снесла три яйца: железное, серебряное и золотое. Каждое из них содержит в себе по 9 кругов мироздания. А Бог Род — эта та сила, которая родилась и разбила эти миры, проявив их. Наш, человеческий мир, пребывает на одном из кругов в Железном яйце. А мир Богов — в Золотом яйце.
Поскольку Бог Коляда рождён был в Серебряном яйце, в царстве Кощея, то вот и приходится ему подыматься вверх, узнавая законы всего Мироздания, каждого мира из тридевяти, в каждом совершая подвиги, чтоб стать Богом.
Вот и обретает он в каждом мире 9 способностей души, а также совершая по три подвига духа в мире Нави и Яви, чтоб пройти глаз Бога Ра, становясь царём в этих царствах. В этом сокрыт великий смысл: 3 на 9 равно 27 +2 на 3 итого 33 способности души у Бога, 33 позвонка, 33 берегини, 33 асилка-богатыря.
Чтоб очиститься от печати навного и явного мира, повзрослевший Коляда омывается в трёх реках, смывая с себя все соблазны (от нави), все страсти (от яви), становясь в итоге чистым воплощением света Ра — Богом. Поэтому и праздник Водокрес длился для людей, как и для Бога Коляды, три дня. Этот мотив повторён в сказке Ершова «Конек-горбунок».
Сначала Коляда с 18.01 на 19.01 омывается в кипящих водах реки-Смородины — умирает как существо, рожденное в навном мире, обретает тело. Затем с 19.01 на 20.01 в студёной воде — река яви Ра — отпускает привязанность к телу и явному миру, в котором жил, путешествовал и обрел друзей. А с 20.01 на 21.01 он окунается в реке Молочной — становится Богом и входит в Ирий. Поэтому у наших предков все три дня вода считалась святой, но по-разному:
С 18 на 19 января окунаются, смывая грехи свои и рода; набирают на год мёртвую воду; сжигают после омовения одежду больных, чтоб болезнь сгорела; ставят куклы «Кресцы» или «Крестуши» у прорубей, т.к. в «окно ледяное души умерших на живых смотрят» и дома; кормят кутьёй мороз и прорубь (души умерших).
Все те, кто рядился на Карачун, Святки обязательно должен был омыться в проруби и смыть все грехи и навии с себя. После освящения воды первыми купались дети, затем больные, затем все остальные. Ночь эта считалась самой точной на гадания.
С 19 на 20 января — окунаются, рекя ради какого подвига и счастья в яви; набирают воду молчанную да трехключную.
Читай также: 👉 Молчанная, нетленная вода. Живая да мертвая вода.
Собирают в этот день снег, приносят домой и сыплют в колодец, дабы вода в колодце изобильна была и не загнивала. У того, кто не позабудет это сделать, хоть все лето ни капли дождя, а колодец полным-полнехонек.
Берегут натаявшую воду и в кувшинах, считая ее целебною ото всех болезней. Добавляют эту воду в корм лошадям — чтоб не зябки были; дают и курам — чтоб неслись. Пололи снег на поле и огороде, прося «земелюшке не заспаться, с Солнцем пробуждаться, зерном умереть, ростком разродиться, колосом возъяриться».
С 20 на 21 января:
- окунаются во славу Богов и обретения силы духа;
- прыгают через костры, разведенные на берегу;
- набирают живую воду.
В этот день вода меняется на всей земле, даже в кране и становится целительной. С этого дня Свет побеждает Тьму и солнце набирает свою силу.
Существует поверье, что вода в праздник Водокрес в реках колышется (оживает). В богоявленскую ночь, перед утреней зарей, небо открывается. О чем открытому небу помолиться, то и сбудется.
На все эти праздники праздничный стол или Красный угол украшала малая кукла Коляды, а игры и колядки — большой куклой Коляды. В это время прекрасным подарком будет кукла-младенец.
Для тех, кто хочет больше узнать об основных праздниках славян, рекомендуем изучить мастер-класс «Праздники солнцестояний и солнцеворотов»👇
Также в это время накрывают праздничный стол в виде календаря. Позже так стали делать на Рождество, частично кастрировав традицию и добавив блюда из свинины, которые славяне не ели до прихода хазар, т.к. свиней не разводили. А в некоторых губерниях эту традицию перенесли на Коляду.
В центре помещали большое блюдо с кашей-кутьей, колобок с лесенками или круглый хлеб (круг года), по углам круглые калачи (2 солнцеворота и 2 равноденствия в году) и 16 калачей – 16 месяцев (позже 12 — по христианскому календарю).
Считалось желательным на столе иметь всё круглой формы (символ колеса времени и поворота на новый плодородный год), свечи – солнце, огонь жизни нового времени. Как и на Коляду 24.12 на стол пекли «колядушки» или «козули» — особые печенья, изображающие не только животных, но и различные священные символы.
Название «козули» происходит от козы — одного из важных символов Карачуна — периода, предшествующего Коляде. Коза, в славянском мифологии — один из символов, носящий образы сразу нескольких Богов:
- чёрная коза с мясным обваренным боком — символ Бога Карачуна — старого года, умирающего,
- белый козёл с золотыми рогами — символ Бога весеннего Солнца Ярилы,
- белая коза с серебряными рогами — Богини Луны Селены (Шелены),
- а коза серая и с отломленным рогом, рыбьем хвостом — ездовое животное Ныя (Морского царя), а иногда и Водяного.
На Карачун бабы делали куклу козы, выпуская на нее всю «дурь» и то, что мешало быть зазнобой в любом возрасте, а мужики маски козы — сжигая их 21.12 вместе с неудачами старого года. А вот печенье в виде коз и других животных на Святки становилось символами нового года, удачи и различных благ.
Вообще, фигурное, обрядовое печенье имеет множество названий: «авсеньки», «колядушки», «козули» (архангельские), «коледки» (городецкие), «коровки», «бычки», «галеты» «авсеньки», «колядушки» в виде коней, коров, оленей, овечек, зайчиков и т.д. Козули считались основным подарком для колядовщиков, на Святки и праздник Водокрес. Все они являются древними символами.
«Козули» дарили и детям, и взрослым как подарок, приносящий счастье и достаток, украшали ими елки, ставили на подоконники покрасоваться.
Формы печений и их значение
Давайте посмотрим на основные формы этих печений и пряников, надеюсь, что это вдохновит вас сготовить их для близких и друзей на праздник Водокрес, а в следующем году на Коляду и Святки.
Пряник в виде восьмиконечной звезды – символ гармонии, восьми сил природы.
Дырочка делается для того, чтобы пряник моно было повесить на елку.
Пряник – КОЛЯДА изображают на колосолнечном колесе в виде человечка.
КОЗА – урожай, прибыток, священное животное славяно-русов. Символ Богов зимнего времени, созвездие Седунь – Козерога.
БЫК – символ яростной, мужской, плодовитой силы, символ Бога Сварога у оседлых славян или Дажьбога.
КОРОВА – кормилица, сытость в доме. Символ Небесной Коровы Земун (Зимун) – матери всех Богов – Прародителей, созвездие Малой Медведицы, заменила у оседлых славян медведицу или важенку (лосиху) — их культ более характерен для лесных племен.
КОНЬ — переход в новое время и пространство, состояние: Новый год, эпоху. Символ бога Коляды, передающему божественную колесницу всем братьям солнечным в течение года.
ОЛЕНЬ – Золотые рога символ солнца, прихода светлых богов на Землю. Символ Бога Сварога.
СОБАКА – преданность человеку, символ бога Семаргла – бога гармонии, огня. В генной памяти и традиции больше почитается крылатая собака – символ Семаргла.
КОТ – представитель Домового, кот Баюн, символ независимости, хранитель покоя. МЕДВЕДЬ – символ Большой и Малой Медведицы, откуда пришли наши предки, не зря Медведя называют Предком, хозяином, Дедом, символ Бога Велеса.
БЕЛОЧКА – запас, рачительное хозяйство, символ Богини Лели.
РЫСЬ – тайное знание, прыткость, гибкость, хитрость, символ Перуна или Додолы-Перуницы.
ЗАЯЦ – плодовитость, сексуальность, символ Бога Ярилы.
ЕЖИК – запасливый хозяин, указывает дорогу к месту прибыли, символ Бога Святобора.
РЫБКА – золотая символ прибытка, исполнения желаний, икринки для продолжения рода, символ Бога Рода и Рожаны.
ЛОДЬЯ, ЛОДКА – движение лодки счастья по реке времени, символ жизненного пути, дорога к промыслу, предпринимательству.
ТЕРЕМОК – древнейшее название планеты Земля. «Терем» — место Бога для развития человека. ДОМ – место концентрации двух родовых потоков. Место соединения мужского и женского для продления этих родов. Место концентрации памяти, знаний, опыта на основе любви, продолжение рода.
ПТИЦА ПАВА – с красивым хвостом символ счастья, огня жизни, вестей небесных.
ПТИЦА СИРИН – добрые вести, новые знания, расширение сознания, удачи.
ГУСЬ – знания, мудрость, связь с предками, предупреждение беды.
УТОЧКА – заботливость, материнство.
ПЕТУХ – восходящее солнце, вестник нового времени, весны, года, света, всегда победитель всего темного.
ЛЕСЕНКА – переход в новое время (Новый год), пространство (рождение или смерть). РАДУГА – связь-мост с богами, символ Зари-Зореницы.
КРЕСТЫ – огонь небесный и огонь души.
ЕЛОЧКА – Древо жизни, вечная жизнь, связь триединого мира.
БОГАЧ – ритуальный новогодний хлеб с изображением орала и ярма (восточные славяне).
КОЛОБОК – коло, колесо вечная жизнь, стряпали внутри с запеченным яйцом или изюминкой (символ жизни). В композицию к колобку ставили лесенки-печенья, что означало переход в новое время.
Рецепт приготовления «козуль»:
600 грамм сахарного песка, 2 ст.л. мёда, 500 грамм масла сливочного, 1/2 ч.л. соли, 4 яйца, 1 ст. ложка корицы, 1 ст. ложка гвоздики, 2,5 ч.л. соды (погасить уксусом), 2 кг муки (желательно ржаной), по традиции замес теста делали на родниковой воде.
200 г. сахарного песка пережечь, влить в него постепенно 2 стакана кипятка и добавить еще 400 г. сахарного песка. Снять с огня, но в еще теплую массу подмешать мёд, масло и соль. Полученную массу остудить. Затем добавить яйца, корицу, гвоздику, соду (погашенную) уксусом, в последнюю очередь – муку.
Замесить крутое тесто, разделить его на части, раскатать коржи и можно вырезать фигурки. Изделия перед выпечкой смазать желтком, разбавленным водой (на 1 желток 1\2 стакана воды). После выпечки остывшие «козули» расписывают глазурью.
Глазурь: в кастрюле растворить 1/2 стакана воды сахарного песка, кипятить на маленьким огне, постоянно помешивая, не меняя 10 минут. Готовность проверить ушком от ножниц – при готовности оно затягивается пленкой, белок сильно взбить. Быстро, тонкой струйкой влить сироп в белок, непрерывно перемешивая. Чтобы масса была матовая, добавить 1/4 чайной ложки лимонной кислоты. Взбивать не менее 10 минут. Накрывать влажной салфеткой и крышкой (глазурь очень быстро сохнет).
Читай по теме: 👉 Женские праздники в славянском календаре.
СВЯТОЧНАЯ КУТЬЯ
1 л. молока, 0,5 сливок, 200 г. пшеничной крупы, 100 г. меда. Варить до готовности. Пшеницу засыпать в подогретую жидкость, после варки добавить наполнители, плотно закрыть крышкой и поставить в теплое место допревать, закутав во что-то теплое.
В кутью добавляли: сушёные груши, яблоки, вишню, изюм, бруснику, рябину, орехи — по выбору (считалось что обязательно должна быть 1 ягода — для радости, 1 фрукт — для красоты, 1 орех — для богатства).
КУТЬЯ ИЗ ПШЕНИЦЫ С МАКОМ
400 г. пшеницы перебрать, промыть, всыпать в кипяток, довести до кипения, откинуть на сито, облить холодной водой, сложить в кастрюлю, залить водой, вскипятить, плотно закрыть крышкой и поставить в духовку, чтобы упрела до мягкости, после этого вынуть и остудить.
Стакан мака обдать кипятком, а затем холодной водой, истолочь, пока не разотрутся зернышки и не побелеют, добавить 1/2 стакана сахарного песка или 100 г.меда, можно немного соли. Тщательно смешать с пшеницей. Если кутья окажется густа, подлить немного остывшей воды, в которой варилась пшеница.
ВЗВАР
Кроме кутьи, непременно подавали взвар (извар, взварец). Вообще взваром называли различные отвары: говяжий, луковый, капустный, клюквенный. Но на Рождество, Святки, Водокрестие готовили взвар из сушеных плодов и ягод, подслащенный сахаром, медом или изюмом.
По сравнению с компотом взвар получался более концентрированным, более сладким. Иногда в кабаках, появившихся вместе с византийцами и европейцами, взвар варили с рисом, на пиве, либо с добавлением вина, но это уже возникло тогда, когда начали спаивать до отупления русский народ.
Блюда на Коляду, в Сочельник, на праздник Водокрес должны быть не дорогие, а символичные!!! Все приготовления сопровождаются славлениями, мантрами, разговорами с высшей силой, особенно замешивание теста (тесто прямой проводник человеческих настроений, здоровья, желаний). Никто не должен видеть со стороны, как женщина (проводник рода) делает этот древнейший обряд.
— Богатая кутья: сливки, миндаль, орехи, мед (символ концентрации и богатства природы).
— Запечённый заяц – быть проворным, сексуальным и плодовитым.
— Жареный петух – быть легким, как птица и плодовитым как петух, уничтожить всех врагов.
— Рыба заливная (особенно заливной карп) – для продолжения рода, родин.
— Птица — чтоб никто не улетел в чужие края, либо на тот свет.
— Каши из 3 – 7 — 9 — 12 круп: для урожая в следующем году.
— Пироги: с тыквой – к полному оздоровлению, яблоками – к райской жизни, брынзой – к
крепости, грибами – к плодовитости, с рыбой – к деторождению, ягодами – к счастью.
— Жареный гусь, утка, индейка – символ сохранности рода, связи с богом Родом.
— Квашения и соления – к долголетию.
— Сладости – к сладкой и чрезмерной жизни (опасна граница сладости)!!!
— Кисель, сбитень, квас – символ концентрации накопления всего лучшего рода данной семьи.
В дохристианские времена дни между 2.01 (день Велеса Мороза, Коляда проходит 9 миров Нави и выходит чрез врата и Калинов Мост в Явь) и 18.01 считались ещё и днями Бога Велеса, т.к. он охранял ворота между всеми мирами, сдерживая навии от прохода в этот мир, но помогая Коляде и людям стать ближе к Ирию, совершать духовные подвиги, подняться к Богам.
Велеса почитали как воплощение мудрости, связи земного мира и небесного, земли и неба, огня-воды и земли.
Давайте будем помнить, что праздник – неотъемлемая часть нормального течения жизни, это обряд перехода, а не повод для праздности: только тот, кто хорошо потрудился в будни (был будимиром), достоин праздника.
Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням, терять сознание через питье или обжорство считается грехом. В таком состоянии не получится очищения и преображения.
Праздник – это переходное состояние, когда вести себя обыденным путем не рекомендуется и даже может быть опасным неучастие, так как праздники проходят во время перехода, то есть нестабильности в природе, потому великие праздники длятся неделю или две (постепенный переход бережет иммунитет и гормональную систему).
Чем больше участников, понимания и единения, тем сильнее круг рода и быстрее приходят новые силы, потому на празднике нужно всех вовлечь в действо!
П.С. Для тех кто хочет погрузиться в атмосферу наших предков и получить больше знаний о славянских зимних праздниках, рекомендуем книгу «Зимние праздники славян» 👇
Об авторе
-
Аноним