Любомудрие, Узорочье
Волшебство простого: пояса и очелья в традиции
«Покрова, покрова, отворяйте ворота, свадьбу (судьбу) приводите, женихом (невестой) (род мой) благословите..» (тексты закличек на Покров)
А вот и настал чудный праздник, во всей мере отражающий народное двоеверие и демонстрирующий тягу русской души к природосообразности.
14 октября праздновали на Руси Покров Макоши, позже превратившийся в Покрова Пресвятой Богородицы. Завершались к этому периоду все сельскохозяйственные работы, начинался период ярмарок и свадеб, а также начинались мужские вече и сходы артелей, женские и молодежные посиделки.
И если летом до этого времени общение человека было ограничено родом, то сейчас наступала пора «выходов в свет», особенно для молодёжи: ведь где, как не на «чужой сторонушке» присматривать жениха или девицу-красавицу.
Но по славянской мифологии, как только Богиня Макошь снимает с себя покров и бросает его на землю, над которой он проливается дождём или снегом, для женщин-рукодельниц наступает особое время. Ведь Небесная Пряха так защищает людей от нечисти, вползающей в наш мир с момента открытия врат Нави (1.10 происходит данное событие).
Как преодолеть хлад тела, души и духа, ты узнаешь из книги👇
Но, как говорит русская поговорка: «На Бога надейся, да сам не плошай», — вот и садились матери, бабушки, да ведуньи за обережное рукоделие. И первыми изделиями, что сотворяли в течении семи (40-ка в некоторых традициях) дней после Покрова, становились нательные пояса для здравы, узорчатые — для защиты и очелья детям.
А девушки, особенно желавшие в этом году выйти замуж, начинали творить красы и девичьи венцы для посиделок, повойники и кички, сороки — для будущей семейной жизни. А также спешили и мужики, и бабы к набойщикам — за новыми платками: мужи — жён благодарить сим подарком и радовать, жёны — себя показать, да мужа цветом да рисунком платка удивлять-наставлять.
Читай также: 👉 Узорочье гребня и зеркала: какие узоры наносить и какой смысл они несут.
Значение пояса на Руси
Всё дело в том, что пояс, повязанный «по пупу», на естественной границе нашего тела между Навью и Явью — лучшая защита от «нечести» в себе. А головной убор с его божественной символикой горнего мира — символ небес.
Вслушайтесь в слово: «не — чи(е)сть» — «нет чести», уже здесь, в слове, зашифровали наш и предки правильное отношение к миру: человек, потерявший честь, подвержен атакам себе подобным: нечести потусторонней. «Не-беса» — «нет беса».
Вот и мыслили наши предки, что лучшая защита — не приручение бесов (обряды Папюса и ему подобных), не нападение (походы инквизиции и крестоносцев), а напоминание себе и другим, через телесные обереги и знаки о правилах жизни по божественным принципам.
Правь — правильно — правИло — прАвило. А пояса и головные уборы были такими своеобразными «напоминалочками». Так давайте разберёмся в разновидностях и правилах применения.
На Руси никогда не ходили «распояской», особенно неприличным считалось обращаться к Богу без пояса, обедать и спать без него.
По повериям, подпоясанного человека бес боится, леший в лес не заберёт, дитя кикимора не утащит. Отсутствие пояса на Руси, считалось принадлежностью к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, а леший в одежду на выворот, но обязательно без пояса.
Пояса на Руси. Цвета
Поэтому основным цветом поясов был красный — солнечный цвет, а с 7 лет он был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.
Взрослые носили пояса до 3,5 метров, оборачивали ими талию несколько раз, переплетали и оставляли свободными только концы. Он охранял своей магией важную часть тела — живот — «жизнь». В Белогородчине его называли «подпояска», и там они создавались из нитей цвета зари (красный, зелёный, фиолетовый, жёлтый) и чёрного (как символ вечного покоя, черноземной земли, ночи, данной для отдыха земли и людей).
Самым первым ребёнок получал нательный красный пояс, во многих родах на 40-й день рождения или на 9 месяцев. Как правило, он был сплетён из 2-х нитей, символизирующих мать и отца и то, что дитя находится на «связи» с ними, зависит от них энергетически.
Часто пояса на Руси перевивали в процессе скручивания материнскими и отцовскими волосами. А поскольку мужчина и женщина энергетически противоположной полярности, то сразу становится и способ изготовления: 2 нити связывали узлом и начинали вращать одну посолонь, а другую против, а затем отпускали — нити скручивались в единую косицу.
Вот вам и символ семьи: сколь не были бы различны мужчина и женщина, вместе — одна семья. Часто пояса на Руси не снимался до 3-хлетия, когда совершался постриг и дитя нарекалось, одевалось в одежду соответствующего пола. (см. статью про вежу 3-5 лет)
Читай также: 👉 Особенности развития детей в 3-5 лет.
Распространено было и в более поздние времена, что его дарила крёсная при крещении, вместе с рубахой и крестиком. Вместе с поясом эти предметы символизировали вхождение в человеческий мир — так ведическая традиция наложилась на христианскую.
С 3-х до 5-7 лет носился нательный пояс из 4-х нитей (или кратно 4-м), сплетённых по принципу «колосок». Также плелось и очелье, носимое с этого возраста. Для здоровья их делали из шерсти, для крепости духом — их конопли, для жизненной бойкости — из крапивы, для роста — изо льна.
Значение цветов
А вот цвета были определены по половому признаку: девочкам — белый, зелёный, красный, голубой; мальчикам — белый, тёмно красный или жёлтый, синий, коричневый или оранжевый. Подобное цветовое решение связано с силами, которые мы проявляем как творцы на Земле:
- Белый — храним чистоту Бога и стремимся к ней;
- Зелёный — созидаем жизнь, развивая живу;
- Красный — украшаем мир и в тоже время бережём кровь рода;
- Голубой — ищем мудрости, для женщин — проявляем гибкость, в следовании за Небом (мужчиной)
- Жёлтый — идём за Солнцем, воспринимая всю благодать, как дар его; для мужчин ещё и самому дажьбожичем щедрым для мира стать;
- Синий — видим навь и хитрость её да не убоимся;
- Коричневый — возделываем землю, бросая семена в неё;
- Оранжевый — символ Перуна, защищаем созданное, коль нужда будет.
Очелье
Очелье — «о» — яйцо Рода + «чело» = «Бог в челе» — волшебный инструмент, напоминающий о необходимости принимать всё, как послание от Бога, думать о своих поступках, как отдаляющих или приближающих нас к его образу.
Именно поэтому на детских очельях, помимо трёх узлов на концах, как на поясе, вязали ещё и центральный, давящий на «третий глаз», напоминающий о себе, в случае какой-либо «дурости«.
А вот с 7 лет, как только ребёнок определялся с выбором пути, варны, первыми осваиваемыми профессиями, пояса и очелья становились «узорчатыми». Содержали они от 1 до 3-х символов в орнаменте, которые и рассказывали о том, «как иду к мечте» — пояс, «куда иду, до образа какого Бога» — очелье.
«Узорчатый» — «узор» — «узорочить» (связать, соединить, исцелить) в противовес «изурочить» (сглазить, разорвать нить жизни) — «взор» — «взирать» (более высокое, чем глядеть и видеть, зрить особенно, осознанно, понимать, предвидеть).
И здесь уже пояса и очелья большинство детей, не зависимо от пола, плели себе сами. Хотя и существовали рода, где этим видом рукоделия занимались только женщины всех возрастов и девочки, а мужчины «заказывали» матерям и сёстрам, обмениваясь и отдариваясь изделиями своих ремёсел в обмен.
Превалирование цветов здесь оставалось тем же, хотя могли появиться дополнительные — по цвету стихии, ведущей в варне, по родовой традиции или по цветам губернии.
А с 14 лет у парней появлялись шапки без околыша, на западе — с лентами пёстрыми, а у девок — венки и красы, возвышающиеся над головой, но с открытым подзатыльником, волосами, ленты в косе и накосники.
Всё это было символами устремления к чему-то большему, чем просто земное бытиё, к высшему, горнему, ирийскому миру, символы которого и появлялись там. А одним из первых подарков девушке, впрыгнувшей в понёву, в возраст женской доли, от отца, дяди, старшего брата, становился платок с набойным (а в более древние времена — вышитым) узором.
Причём цвет платка, узор, виды растений, что легли в основу цветочного орнамента, очень долго сохраняли свою символичность: по ним можно было понять за что ценят женщину близкие, за какие душевные качества, чего желают.
Читай также: 👉 Одежда — как способ энергетической защиты.
Современная мода: как носить пояс и очелье
И несмотря на то, что времена изменились, мода на пояса (пусть кожаные и тряпичные) не проходит. А это значит, что вполне можно совместить современный костюм и пояс-оберег. Только не поддавайтесь безумству модельеров: не носите пояс ниже пупка (в том числе пояс юбки, брюк), т.к. такая заниженная линия талии передавливает кровоток в репродуктивную систему и нарушает работу почек и нижних отделов кишечника. А значит может привести не только к запорам, но и бесплодию.
Кроме того, такое расположение пояса, ремня, делит вертикальные мышцы живота ниже их естественной стыковки с горизонтальными мышцами, что приводит к провисанию — вот вам выпяченный живот и избыточный лордоз поясницы.
По поводу очелья — посмотрите современную моду и такое украшение как греческий ободок. Фактически, он представляет то же самое очелье, только узлы заменяются бусинами. Несет ту же самую функцию, кроме того, вы можете на любом ободке крестиком обозначить с изнанки те же узелки-обереги и наговорить на них то же самое, что и речётся на очелье, нанеся их в соответствующих зонах.
Это позволит вам улучшать работу мозга, повысить собственную концентрацию, а также это поможет убрать волосы со лба, который по ведической традиции является зоной Богини Лады (Лакшми в индийской традиции).
Закрытый лоб энергетически приводит к тому, что человек становиться более стервозным, скрытым и прекращает устремляться к божественному состоянию премудрости.
П.С. Как с помощью одежды преобразить свою жизнь, ты узнаешь из семинара «Золотые ключи народного костюма»👇