Navigation
  • Статьи
  • Книги
  • Обучение
  • Обережная лавка
  • Отзывы
  • Информация
    • Написать письмо
    • Соратники
    • Рекомендуемая литература
  • Обо мне
  • Кабинет
Site logo
  • Статьи
  • Книги
  • Обучение
  • Обережная лавка
  • Отзывы
  • Информация
    • Написать письмо
    • Соратники
    • Рекомендуемая литература
  • Обо мне
  • Кабинет
Посмотреть изображение
Любомудрие, Узорочье

Волшебство простого: пояса и очелья в традиции

«Покрова, покрова, отворяйте ворота, свадьбу (судьбу) приводите, женихом (невестой) (род мой) благословите..» (тексты закличек на Покров)

А вот и настал чудный праздник, во всей мере отражающий народное двоеверие и демонстрирующий тягу русской души к природосообразности.

14 октября праздновали на Руси Покров Макоши, позже превратившийся в Покрова Пресвятой Богородицы. Завершались к этому периоду все сельскохозяйственные работы, начинался период ярмарок и свадеб, а также начинались мужские вече и сходы артелей, женские и молодежные посиделки.

И если летом до этого времени общение человека было ограничено родом, то сейчас наступала пора «выходов в свет», особенно для молодёжи: ведь где, как не на «чужой сторонушке» присматривать жениха или девицу-красавицу.

Но по славянской мифологии, как только Богиня Макошь снимает с себя покров и бросает его на землю, над которой он проливается дождём или снегом, для женщин-рукодельниц наступает особое время. Ведь Небесная Пряха так защищает людей от нечисти, вползающей в наш мир с момента открытия врат Нави (1.10 происходит данное событие).

Для тех, кто хочет узнать больше об очищении тела, души и духа, в помощь книга👇🏻

КАК СЛАВЯНЕ РАБОТАЛИ С ХОЛОДОМ. ПРАВИЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ ЗИМОЙ
Узнай, как справиться с депрессией и для чего нужно очищаться зимой. А также через какие практики наши предки преодолевали хлад тела, души и духа.
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ В ДАР
Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.

Thank you!

We will contact you soon.

Но, как говорит русская поговорка: «На Бога надейся, да сам не плошай», — вот и садились матери, бабушки, да ведуньи за обережное рукоделие. И первыми изделиями, что сотворяли в течении семи (40-ка в некоторых традициях) дней после Покрова, становились нательные пояса для здравы, узорчатые — для защиты и очелья детям.

А девушки, особенно желавшие в этом году выйти замуж, начинали творить красы и девичьи венцы для посиделок, повойники и кички, сороки — для будущей семейной жизни. А также спешили и мужики, и бабы к набойщикам — за новыми платками: мужи — жён благодарить сим подарком и радовать, жёны — себя показать, да мужа цветом да рисунком платка удивлять-наставлять.

Читай также: Узорочье гребня и зеркала: какие узоры наносить и какой смысл они несут.

повойник на Руси

Значение пояса на Руси

Всё дело в том, что пояс, повязанный «по пупу», на естественной границе нашего тела между Навью и Явью — лучшая защита от «нечести» в себе. А головной убор с его божественной символикой горнего мира — символ небес.

Вслушайтесь в слово: «не — честь» — «нет чести», уже здесь, в слове, зашифровали наш и предки правильное отношение к миру: человек, потерявший честь, подвержен атакам себе подобным: нечести потусторонней. «Не-беса» — «нет беса».

Вот и мыслили наши предки, что лучшая защита — не приручение бесов (обряды Папюса и ему подобных), не нападение (походы инквизиции и крестоносцев), а напоминание себе и другим, через телесные обереги и знаки о правилах жизни по божественным принципам.

Правь — правильно — правИло — прАвило. А пояса и головные уборы были такими своеобразными «напоминалочками». Так давайте разберёмся в разновидностях и правилах применения.

На Руси никогда не ходили «распояской», особенно неприличным считалось обращаться к Богу без пояса, обедать и спать без него.

По повериям, подпоясанного человека бес боится, леший в лес не заберёт, дитя кикимора не утащит. Отсутствие пояса считалось принадлежностью к загробному миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, а леший в одежду на выворот, но обязательно без пояса.

Пояса на Руси. Цвета

Поэтому основным цветом поясов был красный — солнечный цвет, а с 7 лет он был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.

Взрослые носили пояса до 3,5 метров, оборачивали ими талию несколько раз, переплетали и оставляли свободными только концы. Он охранял своей магией важную часть тела — живот — «жизнь». В Белогородчине его называли «подпояска», и там они создавались из нитей цвета зари (красный, зелёный, фиолетовый, жёлтый) и чёрного (как символ вечного покоя, черноземной земли, ночи, данной для отдыха земли и людей).

Самым первым ребёнок получал нательный красный пояс, во многих родах на 40-й день рождения или на 9 месяцев. Как правило, он был сплетён из 2-х нитей, символизирующих мать и отца и то, что дитя находится на «связи» с ними, зависит от них энергетически.

Часто его перевивали в процессе скручивания материнскими и отцовскими волосами. А поскольку мужчина и женщина энергетически противоположной полярности, то сразу становится и способ изготовления: 2 нити связывали узлом и начинали вращать одну посолонь, а другую против, а затем отпускали — нити скручивались в единую косицу.

Вот вам и символ семьи: сколь не были бы различны мужчина и женщина, вместе — одна семья. Часто этот пояс не снимался до 3-хлетия, когда совершался постриг и дитя нарекалось, одевалось в одежду соответствующего пола. (см. статью про вежу 3-5 лет)

Читай также: Особенности развития детей в 3-5 лет.

значение поясов

Распространено было и в более поздние времена, что его дарила крёсная при крещении, вместе с рубахой и крестиком. Вместе с поясом эти предметы символизировали вхождение в человеческий мир — так ведическая традиция наложилась на христианскую.

С 3-х до 5-7 лет носился нательный пояс из 4-х нитей (или кратно 4-м), сплетённых по принципу «колосок». Также плелось и очелье, носимое с этого возраста. Для здоровья их делали из шерсти, для крепости духом — их конопли, для жизненной бойкости — из крапивы, для роста — изо льна.

Значение цветов

А вот цвета были определены по половому признаку: девочкам — белый, зелёный, красный, голубой; мальчикам — белый, тёмно красный или жёлтый, синий, коричневый или оранжевый. Подобное цветовое решение связано с силами, которые мы проявляем как творцы на Земле:

  • Белый — храним чистоту Бога и стремимся к ней;
  • Зелёный — созидаем жизнь, развивая живу;
  • Красный — украшаем мир и в тоже время бережём кровь рода;
  • Голубой — ищем мудрости, для женщин — проявляем гибкость, в следовании за Небом (мужчиной)
  • Жёлтый — идём за Солнцем, воспринимая всю благодать, как дар его; для мужчин ещё и самому дажьбожичем щедрым для мира стать;
  • Синий — видим навь и хитрость её да не убоимся;
  • Коричневый — возделываем землю, бросая семена в неё;
  • Оранжевый — символ Перуна, защищаем созданное, коль нужда будет.

Пояса на Руси

Очелье

Очелье — «о» — яйцо Рода + «чело» = «Бог в челе» — волшебный инструмент, напоминающий о необходимости принимать всё, как послание от Бога, думать о своих поступках, как отдаляющих или приближающих нас к его образу.

Именно поэтому на детских очельях, помимо трёх узлов на концах, как на поясе, вязали ещё и центральный, давящий на «третий глаз», напоминающий о себе, в случае какой-либо «дурости».

А вот с 7 лет, как только ребёнок определялся с выбором пути, варны, первыми осваиваемыми профессиями, пояса и очелья становились «узорчатыми». Содержали они от 1 до 3-х символов в орнаменте, которые и рассказывали о том, «как иду к мечте» — пояс, «куда иду, до образа какого Бога» — очелье.

«Узорчатый» — «узор» — «узорочить» (связать, соединить, исцелить) в противовес «изурочить» (сглазить, разорвать нить жизни) — «взор» — «взирать» (более высокое, чем глядеть и видеть, зрить особенно, осознанно, понимать, предвидеть).

Пояса на Руси

И здесь уже пояса и очелья большинство детей, не зависимо от пола, плели себе сами. Хотя и существовали рода, где этим видом рукоделия занимались только женщины всех возрастов и девочки, а мужчины «заказывали» матерям и сёстрам, обмениваясь и отдариваясь изделиями своих ремёсел в обмен.

Превалирование цветов здесь оставалось тем же, хотя могли появиться дополнительные — по цвету стихии, ведущей в варне, по родовой традиции или по цветам губернии.

А с 14 лет у парней появлялись шапки без околыша, на западе — с лентами пёстрыми, а у девок — венки и красы, возвышающиеся над головой, но с открытым подзатыльником, волосами, ленты в косе и накосники.

Всё это было символами устремления к чему-то большему, чем просто земное бытиё, к высшему, горнему, ирийскому миру, символы которого и появлялись там. А одним из первых подарков девушке, впрыгнувшей в понёву, в возраст женской доли, от отца, дяди, старшего брата, становился платок с набойным (а в более древние времена — вышитым) узором.

Причём цвет платка, узор, виды растений, что легли в основу цветочного орнамента, очень долго сохраняли свою символичность: по ним можно было понять за что ценят женщину близкие, за какие душевные качества, чего желают.

Современная мода: как носить пояс и очелье

И несмотря на то, что времена изменились, мода на пояса (пусть кожаные и тряпичные) не проходит. А это значит, что вполне можно совместить современный костюм и пояс-оберег. Только не поддавайтесь безумству модельеров: не носите пояс ниже пупка (в том числе пояс юбки, брюк), т.к. такая заниженная линия талии передавливает кровоток в репродуктивную систему и нарушает работу почек и нижних отделов кишечника. А значит может привести не только к запорам, но и бесплодию.

Кроме того, такое расположение пояса, ремня, делит вертикальные мышцы живота ниже их естественной стыковки с горизонтальными мышцами, что приводит к провисанию — вот вам выпяченный живот и избыточный лордоз поясницы.

По поводу очелья — посмотрите современную моду и такое украшение как греческий ободок. Фактически, он представляет то же самое очелье, только узлы заменяются бусинами. Несет ту же самую функцию, кроме того, вы можете на любом ободке крестиком обозначить с изнанки те же узелки-обереги и наговорить на них то же самое, что и речётся на очелье, нанеся их в соответствующих зонах.

Это позволит вам улучшать работу мозга, повысить собственную концентрацию, а также это поможет убрать волосы со лба, который по ведической традиции является зоной Богини Лады (Лакшми в индийской традиции).

Закрытый лоб энергетически приводит к тому, что человек становиться более стервозным, скрытым и прекращает устремляться к божественному состоянию премудрости.

Сотворить свой повойник и передник поможет семинар «Золотые ключи народного костюма».

  • 30shares
  • Vk20
  • Ok10
  • Tel
  • WhA
  • Vib
  • Sk

Об авторе

Арина Никитина

Знахарь, потомственная ведунья, преподаватель славянской культуры и носитель славянской традиции, филолог, мануальный терапевт, хирург.

Комментарии для сайта Cackle

ПОИСК

Показать больше результатов..

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
×
Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ В ДАР

Thank you!

We will contact you soon.

Статьи по темам

  • Берегиня
  • Здрава
  • Зелейство
  • Любомудрие
  • Очищение души
  • Родолад
  • Страва
  • Узорочье

БЛАГОДАРНОСТЬ ПРОЕКТУ

Введите желаемую сумму:

Новые материалы

06.02.2023 Берегиня

женские эмоции

Эмоциональное состояние в жизни женщины

03.02.2023 Любомудрие

Программы и испытания февраля

Программы и испытания февраля

25.01.2023 Берегиня, Очищение души, Родолад

Громница и традиции февраля

Громница и традиции февраля

КОНТАКТЫ

Служба заботы
admin@arina-nikitina.ru
Vkontakte
YouTube

© ИП Арина Никитина, Все права защищены. Все материалы сайта являются уникальным контентом и охраняются законом об авторском праве. | Политика конфиденциальности | Публичная оферта | Инструкция по оплате материалов | Служба заботы admin@arina-nikitina.ru

Search engine

Use this form to find things you need on this site