Узорочье
Писанки и крашенки – цветное изобилие Вселенной
Это 2 статья из цикла статей о писанках и крашенках.
- Часть 1 – Крашенки и писанки как магический способ целеустроения.
- Часть 2 – [Вы здесь] Писанки и крашенки – цветное изобилие Вселенной.
- Часть 3 – Тайны писанки на яйцах.
Для наших предков разноцветие мира было прямым проявлением многогранности и многопроявленности Бога. Они считали, что Всебог Род един, но проявляет себя в разных Богах: Богах-крепителях – Белобоге и Чернобоге, Творителях – Велесе и Макоши, Устроителях – Свароге, Ладе, Дажьбоге, Живе и др. (всего 16), – и сонме младших Богов, стяжателей порядка, которых 164. Каждый из Богов проявляет себя и в растительном, и животном, и в каменном, и в иных царствах. В результате многообразия их проявлений складывается Сияние – цвет единого спектра света Ра.
Значение цвета в писанках и крашенках
Использовать какой-либо цвет в рисунке, росписи, вышивке для наших предков значило призвать в свою жизнь силу определенного Бога или Богов.
Таким образом, используя разные цвета при нанесении орнамента, наши предки записывали на писанках свои пожелания:
- красный цвет символизировал радость, красоту, любовь, процветание;
- зеленый – пробуждение природы после зимнего сна; здоровье; пожелание урожая (в сочетании с жёлтым и красным);
- синий – небо ночное и воды морские, тайну, волшебство, испытание нави, а также наличие здорового духа в теле;
- голубой – дневное Небо, хляби небесные, одухотворение, вдохновение, творчество;
- жёлтым писали небесные светила, обращались ко всем Солнечным Богам, а ещё использовали этот цвет для пожелания доброго урожая и всякого прибытка, богатства в хозяйстве;
- чёрный цвет олицетворял плодородие земли; также это ночь с тайнами потустороннего мира; мир умерших; испытания, доставшиеся от рода или по карме;
- белый служил для отображения веры в воскрешение и жизнь после смерти; чистоту духовную, стремление к чистоте душевной и телесной; мир и благолепие, умиротворение.
Какой орнамент использовали на росписи писанки и крашенки
Пожелания передавались не только цветом, но и орнаментом:
- колесо символизировало вершину совершенства, возрождение жизни в природе;
- солнце – центр и основу небесного простора, оно олицетворяло Божественное;
- крест – символ Вселенной (четырех сторон света, четырех сезонов года);
- древо жизни всегда изображалось устойчивым в вазоне или с корнями – несло в себе значение стойкости и развития;
- трехкрючковый крест символизировал огонь и бессмертие, поскольку тройка – классическое число культовых повторений;
- звезда – символ неба, знак порядка небесных тел и Бога;
- сварга – разновидность креста. Одно из его названий – «свастика». Значение слова «свастика», по мнению части учёных, древнеиндийского происхождения, что значит – «это хорошо». А филологи возводят это слово к забытому словосочетанию: сва – «небо» и тикать – «быстро двигаться, быстрее света». Данный орнамент присутствует почти во всех древних культурах мира. Есть два вида сварги: прямая (правосторонняя – закругленные кончики направлены по часовой стрелке) и перевернутая (левосторонняя): правосторонняя – символ возрождения, хода весеннего солнца, добра; левосторонняя – символ умирания, хода осеннего солнца, очищения, завершения цикла, а также женская;
- молния – небесный огонь, одновременно карающий и освящающий;
- колоски – образное отображение предков, святой еды и пристанища Бога солнца;
- грабли отображали дождь, жизненно важный для прорастания зерна и возрождения природы;
- дубовый лист – символ силы, защиты, Бога Перуна, мужественности и мужского здоровья;
- петух – предвестник рассвета, начала нового дня, страж от сил тьмы;
- олень – символ Солнца/Луны/Стожар (Полярной звезды) (в разных родах по-разному). Согласно преданию, солнце пребывает на небе, а потом опускается под землю. Олень поднимает его рогами из недр земли каждое утро. Оленьи рога символизируют лучи солнца;
- птица – символ души человеческой. По легенде душа прилетает птицей с рождением малыша и улетает после смерти человека;
- бесконечник – непрерывная волнистая линия, обязательный орнамент на писанке, отсутствие этого знака сулило беду, потому изготовление писанки зачастую начинали с этого символа;
- квадраты и ромбы – земля и все, что имеет отношение к четырёхкратному измерению (жизненный цикл человека: рождение, взросление, старение, смерть; 4 фазы луны: новолуние, растущая, полная, убывающая; 4 времени суток: утро, день, вечер, ночь; 4 сезона в году; четыре стороны света);
- решетка – знак сита, отсеивающего белое от черного, добро от зла, которым заполняли пустые места на писанке.
О писанках сложено множество легенд. Одна из них гласит: жизнь на земле зависит от количества писанок, изготовляемых ежегодно. Пока чтут традиции предков и пишут писанки – в мире равновесие, а когда забудут эту традицию или будут её игнорировать, освободится дьявол, который обездвижен металлическими цепями, из заключения, и Вселенная погибнет. Дьявол сейчас закован в подземелье, и каждую весну он посылает своих слуг посмотреть, изготавливают ли люди писанки и сколько. Видя, как люди пишут писанки, он слабеет, а металлические цепи крепнут.
Как справиться с хладами тела, души и духа, вы узнаете из книги 👇
П.С. Предлагаем вам научится писать писанки совместно с соратницей проекта Анной Емельяновой на мастер-классе «Писанки на благосостояние».
П.С.С. А какие вы знаете легенды и мифы о писанках-крашенках?