Узорочье
Тайны шитья и женских посиделок — вчера и сегодня
06 ноября состоится старт проекта «Шьём судьбу», но уже сейчас он даёт определённые плоды: во-первых, мастерицы столкнулись с совершенно другой системой мышления — артельной, которая во многом стоит в противовес личностному и пирамидальному принципам предприятий.
Во-вторых, погружаясь в мир наших предков, мастерицы обнаруживают для себя сложность простого: за простыми начальными швами, вещами, привычными с детства и знакомыми по крою, шитью (многие кураторы проекта — профессиональные швеи) скрывается магия наших прабабушек, позволяющая творить настоящее волшебство. В связи с этим будем делиться с вами некоторыми секретами — вдруг это и вас вдохновит?!
Правила вышивки. Простые, или Начальные швы
Данные швы, с одной стороны, называются простыми по технике исполнения, с другой стороны, они «универсальны», т.к. сочетаются с любыми типами счётных, гладьевых и др. швов в русской вышивке.
Ими можно выполнить как геометрический, так и растительный или животный орнамент, вышивая по контуру или заполняя сам рисунок изнутри. Простые швы осилит ребёнок в 3-х летнем возрасте, ведь именно с него начинали учить шить и вышивать, т.к. считали данные методы мощнейшими способами сотворения своей судьбы, будущего.
И именно поэтому даже в простых швах наши предки «прятали» или видели подсказки Бога, наделяя каждый шов волшебными свойствами.
Уже само слово «простой», при прослеживании его этимологии, открывает нам удивительные тайны:
Пъросътоi
Пъ — по — следование по чему-либо;
Ро — внутренний свет, душа;
Съ — со — совместность;
Сът — сот(ы) — шестигранная структура, создаваемая раделами (пчёлами) — символ того, что «душа обязана трудиться..»;
Съто — сто — век, отпущенный человеку для физического совершенства;
То — безличное указательное местоимение, признак божественной энергии;
I — преодоление хлада души за счёт веры.
Вывод: всё, что кажется простым, на самом деле учит нас «следовать за Богом, опираясь на свет души, идя совместно с соратниками, в труде совершенствуя тело и душу, во всём видя Бога, преодолевая силой веры хлад души (лень, обидчивость и равнодушие)». Как сами понимаете, это не только про швы.
А поскольку второе название этих швов — начальные, то мы можем опереться в своих знаниях на сказочные принципы: «Начало начал», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Лыко да мочало — начинай с начала», «Начинается с начала или с конца палка в зубах у пса» и т.д.
Для тех, кто хочет научиться сотворять живые вещи, которые помогают достигать желаемых результатов, в помощь книга «Чудо простых швов»👇
Для наших предков принцип начала был связан с образом Света Ра — первым импульсом жизни, с которого началось рождение Вселенной. Его символьным отображением в славянской мифологии является яйцо. То самое яйцо, в котором хранится смерть Кощея — игла. А со смертью этого персонажа начинается новый мир для героев — счастливый и радостный.
Именно поэтому предки замыкали любую вышивку в круг, когда начало и конец совпадают — так рождался принцип нерушимости линии вышивки, строчки, жизни, бесконечности сказки и счастья, выраженного в символах.
К ним относились:
- Шов «вперед иголку»: простой; в два приема; в набор; с перевивом
- Шов «за иголку»: простой и двойная строчка
- Шов «назад иголку»: простой, точки, квадраты, с перевитием, тройная строчка
- Шов «рубец»: простой, строчкой, с орнаментом; запошивка
- Шов «через край» – обычный и для верхнего платья
- Старинный шов «через край»
- Ажурные соединительные швы (около 20 видов — зависит от губернии)
- Стебельчатый – простой и украшающий
- Петельный: простой, лучистый, для аппликации, лесенка, с перевивом, кустики, полукруг, листики, треугольники, двойной, сплошной
- Тамбурный: простой, обвитый, расширенный, двухрядный, полупетля, елочка, ломанная елочка
А сколько из этих швов умеете делать вы?
Как с помощью одежды преобразить свою жизнь, ты узнаешь из семинара «Золотые ключи народного костюма»👇
Еще немного о творчестве иглой…
Наши прабабушки вышивали в основном в осенне-зимний период по ряду причин:
1) весенне-летний период все, от мала до велика, были заняты в аграрно-полевых работах;
2) шитьё и вышивка считались процессом очень ответственным, не допускающим спешки и суеты;
3) осенне-зимний период шёл под покровительством Богов Нави и Прави, а значит, творчество в этот период максимально способствует пониманию того, от чего надо освободить душу и сознание, чтобы желаемое осуществилось.
Кроме того, существовал ещё целый ряд примет и поверий, которые были связаны с календарём, пониманием назначения вещи, функций Богов, связанных с целью творения — мечтой. Вот давайте поговорим о некоторых из них.
Читай также: 👉 Как наши предки создавали живые вещи.
Правила вышивки обережных вещей
• Начать работу старались с восходом Солнца или вскоре после него, т.к. в это время идёт максимальный поток божественных сил;
• Садились вышивать у восточного или южного окна не только потому, что там больше света, но и потому, что это благостные стороны, с них приходит всё новое;
•В русской культуре не было жёстких запретов на использование пялец в обережной вышивке, но свои тонкости присутствовали.
Некоторые сложные виды вышивки (вышивка по сетке, вышивка золотой канителью), как и золототкание, подразумевали работу двумя руками одновременно, поэтому пяльцы были необходимы.
В более простых типах вышивки считалось, что пяльцы нужно использовать особо, когда вышиваются навные вещи: поминальные, рушники, рубахи для умершего человека, вещи для болезненного человека – там пяльцы помогают не выпускать Навь, которая отображается в рисунках.
Читай также: 👉 История и магия лоскутного шитья.
Для вышивки навных вещей пяльцы обычно заговаривались защитными заговорами до начала работы, окуривались бесогонными травами или обматывались туго красной ниткой. Хранили их отдельно и для вышивки правных вещей не использовали ни в коем случае!
У моей бабушки, например, были пяльцы с осины, которые использовались только для вышивания навных вещей, а вот березовые и липовые она использовала для явных и правных творений.
Научись превращать обыденные действия в обряды👇
Для сотворения вышивки на явных и правных вещах запрета на использование пялец не существовало. Считалось, что в такой вышивке энергия течёт не только от края до края рисунка горизонтально, но еще и сверху вниз вертикально, поэтому пяльцы никак не препятствуют взаимодействию узора с миром.
• Порядок вышивки на одежде у староверов и старообрядцев встречается в двух вариантах.
Первый — по уже готовой одежде, где еще не закрыта подоплёка, нет подгибки и обработки подола, рукавов и горловины.
Второй — когда одежда сшивалась крестом, т.е. к основному стану были пришиты рукава. На этом кресте, несмотря на то что подол был разомкнут, вышивка по подолу выполнялась в направлении с правого края полотна стана до левого таким образом, чтобы при сшивании боковых швов изделия крайние стежки вышитого узора замкнулись в круг. То же самое и с рукавами.
Это было очень важное условие: вышивка по подолу закрывала человека от нави, усиливала контакт с предками.
На рукавах круг правила вышивки оберегал от зла, идущего со стороны соратников и социума, а также учил принимать людей, договариваться с ними на артельное взаимодействие.
На горловине круг правила вышивки получался разомкнут застёжкой для того, чтоб в наш мир вошёл Бог.
• Вышивка на денных вещах, как правило, с изнанки закрывалась подоплекой (подкладкой) или подгибом, в особенности по подолу и по вороту.
Согласно традициям славянского Узорочья, вышивка по подолу содержала информацию о той Нави, которую человек преодолевал, плюс подол – это взаимосвязь с предками. Поэтому подоплека помогала оберечь человека и свести его контакт с Навью к минимуму.
Вышивка на вороте рубахи содержала информацию о том, в какую Правь человек устремляется. Подоплека этой части вышивки была призвана свести к минимуму влияние несовершенного плотского тела на заложенную в вышивку программу.
Часто подгибом и подоплёкой по горловине и вороту закрывалась изнанка правила вышивки (даже если та была двусторонней) еще и для того, чтобы никто со стороны не смог даже исподтишка вмешаться в судьбу человека.
Вышивка на рукавах и манжетах рукавов подоплекой не закрывалась, потому что руки – это инструмент, которым человек творит свой путь в мире Яви, двигаясь в Правь.
П.С. Как изменить привычный уклад жизни и сотворять живые вещи, ты узнаешь из курса «Шьём судьбу»👇