Узорочье
Тайны шитья и женских посиделок – вчера и сегодня
11 января состоится старт проекта “Шьём судьбу”, но уже сейчас он даёт определённые плоды: во-первых, мастерицы столкнулись с совершенно другой системой мышления – артельной, которая во многом стоит в противовес личностному и пирамидальному принципам предприятий.
Во-вторых, погружаясь в мир наших предков, мастерицы обнаруживают для себя сложность простого: за простыми начальными швами, вещами, привычными не только с детства, но и по крою, шитью (многие кураторы проекта профессиональные швеи) для наших прабабушек были наполнены магией, позволяли творить настоящее волшебство. В связи с этим будем делиться с вами некоторыми секретами – вдруг это и вас вдохновит?!
Простые или Начальные швы
Данные швы, с одной стороны, называются простыми по технике исполнения, с другой стороны, они “универсальны”, т.к. сочетаются с любыми типами счётных, гладьевых и др. швов в русской вышивке.
Ими можно выполнить как геометрический, так и растительный или животный орнамент, выполняя его по контуру, так и заполняя ими сам рисунок изнутри. Их осилит ребёнок уже в 3-хлетнем возрасте, а именно с него начинали учить шить и вышивать, т.к. считали данные методы мощнейшими способами сотворения своей судьбы, будущего.
И именно поэтому даже в простых швах наши предки “спрятали” или видели подсказки Бога, наделяя каждый из них волшебными свойствами.
Уже само слово “простой”, при прослеживании его этимологии, открывает нам удивительные тайны:
Пъросътоi
Пъ – по – следование по чему-либо;
Ро – внутренний свет, душа;
Съ – со – совместность;
Сът – сот(ы) – шестигранная структура, создаваемая раделами (пчёлами) – символ того, что “душа обязана трудиться..”;
Съто – сто – век, отпущенный человеку для физического совершенства;
То – безличное указательное местоимение, признак божественной энергии;
I – преодоление хлада души за счёт веры.
Вывод: всё, что кажется нам простым, на самом деле учит нас “следовать за Богом, опираясь на свет души, идя совместно с соратниками, в труде совершенствуя тело и душу, во всём видя Бога, преодолевая силой веры хлад души (лень, обидчивость и равнодушие)”. Как сами понимаете, это не только про швы.
А поскольку второе название этих швов – “начальные”, то мы можем опереться в своих знаниях на сказочные принципы: “начало начал”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “лыко да мочало – начинай с начала”, “начинается с начала или с конца палка в зубах у пса” и т.д.
Для наших предков принцип начала был связан с образом Света Ра – первым импульсом жизни, с которого началось рождение Вселенной, его символьным отображением в славянской мифологии является яйцо. То самое яйцо, в котором хранится смерть Кощея – игла. А со смертью этого персонажа начинается новый мир для героев – счастливый и радостный.
Именно поэтому наши предки замыкали любую вышивку в круг, когда начало и конец совпадают – так рождался принцип нерушимости линии вышивки, строчки, жизни, бесконечности сказки и счастья, выраженного в символах.
К ним относились:
- Шов вперед иголку: простой; в два приема; в набор; с перевивом
- Шов за иголку: простой и двойная строчка
- Шов назад иголку: простой, точки, квадраты, с перевитием, тройная строчка
- Шов рубец: простой, строчкой, с орнаментом; запошивка
- Шов через край – обычный и для верхнего платья
- Старинный шов через край
- Ажурные соединительные швы (около 20 видов – зависит от губернии)
- Стебельчатый – простой и украшающий
- Петельный: простой, лучистый, для аппликации, лесенка, с перевивом, кустики, полукруг, листики, треугольники, двойной, сплошной
- Тамбурный: простой, обвитый, расширенный, двухрядный, полупетля, елочка, ломанная елочка
А сколько из этого швов умеете делать вы?
См. также Золотые ключи народного костюма – сотвори свой передник на задачу, узнай магию цвета и шитья.
Еще немного о творчестве иглой…
Наши прабабушки вышивали в основном в осенне-зимний период, и этому было целый ряд причин:
1) весенне-летний период все, от мала до велика, были заняты в аграрно-полевых работах;
2) шитьё и вышивка считались процессом очень ответственным, не допускающим спешки и суеты;
3) осенне-зимний период шёл под покровительством Богов Нави и Прави, а значит творчество в этот период максимально способствует пониманию того, от чего надо освободить душу и сознание, чтобы желаемое осуществилось.
Кроме того, существовал ещё целый ряд примет и поверий, которые были связаны с календарём, пониманием назначения вещи, функций Богов, связанных с целью творения – мечтой. Вот давайте поговорим о некоторых из них.
Читай также: Когда начинать сотворение вещей. Как наши предки создавали живые вещи.
Правила вышивки
• Начать работу старались с восходом Солнца или вскоре после него, т.к. в это время идёт максимальный поток божественных сил;
• Садились вышивать у восточного или южного окна не только потому, что там больше света, но и потому, что это благостные стороны, с них приходит всё новое;
• В таких сложных вышивках, как вышивка по сетке, золотой канителью, двусторонней гладью без пяльцев невозможна. Эти вышивки предполагают работу двумя руками одновременно.
В более простых типах вышивки считалось, что пяльцы особо нужно использовать, когда вышиваются навные вещи: поминальные, рушники, рубахи для умершего человека, вещи для болезненного человека – там пяльцы помогает не выпускать Навь, которая отображается в рисунках.
В создании правных вещей пяльцы не является препятствием, т.к. энергия течет не только от края до края рисунка, но еще и сверху вниз, поэтому закольцовывать или мешать пяльцы, орнамент от окружающего мира не может.
Читай также: Сакральное значение пяльцев. Славянские правила вышивки.
Если ставилась цель изолировать вышивку от мира, как в вышивании навных вещей, обычно пяльцы заговаривались защитными заговорами до начала работы, окуривались бесогонными травами или обматывались туго красной ниткой. Такие пяльцы хранились отдельно и на правные вещи они не использовались.
У моей бабушки, например, были пяльцы с осины, которые использовались только для вышивания навных вещей, а вот березовые и липовые она использовала для явных и правных творений.
• Порядок вышивки на одежде у староверов и старообрядцев встречается в двух вариантах. Первый – по уже готовой одежде, где еще не закрыта подоплёка, нет подгибки и обработки подола, рукавов и горловины.
Второй – когда одежда сшивалась крестом, т.е. к основному стану были пришиты рукава, и на этом кресте уже делалась вышивка таким образом, чтобы при сшивании боковых швов закрыть её последними стежками в круг.
Это было очень важное условие: таким образом по подолу вышивка закрывала человека от нави, усиливала контакт с предками.
На рукавах круг вышивки оберегал от зла, идущего со стороны соратников и социума вообще, а также учил принимать людей, договариваться с ним на артельное взаимодействие. На горловине круг вышивки получался разомкнут застёжкой для того, чтоб в наш мир вошёл Бог.
• Часто подгибкой (и подоплёкой по горловине и вороту) закрывалась изнанка вышивки, даже если та была двусторонней – чтобы никто не смог даже исподтишка вмешаться в вашу судьбу. Хотя встречаются и варианты, когда на рукавах, манжетах изнанка вышивки не закрывалась, потому что руки – это то, чем творит человек свой путь в мире Яви, двигаясь в Правь.
П.С. Для тех, кто хочет научиться сотворять живые вещи, которые помогают достигать желаемых результатов, в помощь книга “Чудо простых швов”.