Любомудрие, Очищение души
Смысл детских сказок. Чему учат детей и их родителей образы животных
Часть 1 – Зоофобия. Откуда рождается боязнь животных и что скрывается за этими страхами.
Часть 2 – [ты здесь] Смысл детских сказок. Чему учат детей и их родителей образы животных.
Как мы уже узнали из предыдущей статьи, колыбельные, загадки и басенки с образами животных помогают раскрыть в ребенке мир животных желаний, т.е. простейших желаний тела, которые у нас есть, и желаний животной Души.
Что же еще скрывается в, казалось бы, простых сказочных образах птиц и зверей и каков сакральный смысл детских сказок на самом деле?
Сакральный смысл детских сказок
и животных образов в них
Наши предки через образы зверей в сказках показывали ребенку, какие в нем сокрыты телесные таланты.
Именно образ животных способен передать такие качества, как стремление к конкуренции, стремление к обладанию (например, богатство – обладание и накопление материальных объектов), все, что заставляет нас стремиться дальше, выше, быстрее.
Всё то, что называется в индийских Ведах «страсти» или «низшие гуны» – существует на уровне Медного Царства сознания, т.е. на уровне животной Души, и это то, что естественно для познания маленьким ребёнком.
Читай также: 👉 Строение тела и сознания у славян.
Фактически, смысл детских сказок: рассказывая о героях-животных, через их образы показать маленькому ребенку его самого и его возможности на том уровне мышления, который ему доступен.
А поскольку сказки были с очень разными сюжетами, и в них были проявлены тематики и более высоких, нежели животные, моральных вещей (тема справедливости, тема честности, тема дружбы и т.п.), то на самом сюжете сказок, через понятных для него героев, ребёнок начинал понимать, что можно устремляться к чему-то более значимому и интересному, пока не совсем понимаемому, но уже ощущаемому изнутри.
Именно поэтому на Руси существовала такая поговорка: «Зверь – это дверь». И эта дверь всегда, как говорили наши предки, с одной стороны – в Явь, с другой – в Навь.
Явный образ в сказках – это всегда какой-то талант, какие-то положительные качества героя. Поэтому абсолютно каждый звериный образ в сказке в чем-то хорош.
Многие персонажи в разных сказках ведут себя по-разному: в одних сказках они действуют как отрицательные герои, а в других как положительные.
Например, все считают лису хитрулей, неслучайно в русских сказках она имеет отчество Патрикеевна. Но есть много сказок, где лиса проявляет что-то доброе, и такие сюжеты есть не только в русской культуре. Вот примеры подобных проявлений лисы:
- В сказке «Лиса и Котофей Иванович» лиса становится кумой и вроде бы заботится о собственном удобстве, но при этом помогает обрести дом Котофею, который заблудился и потерял свой дом;
- В другой сказке лиса становится спасительницей и на своём хвосте приносит три медных волоса, которые достаточно бросить во вражеское войско, чтобы выросло войско тебе дружественное;
- Есть сказка, где лиса, благодаря своей хитрости, превращается в девицу-красавицу и обманывает дракона.
Кроме Явных проявлений каждый зверь в русской культуре – это ещё и информация о какой-то Нави, как говорили наши предки. Т.е. о каких-то отрицательных качествах.
Читай также: 👉 Практики душевного очищения. Звериный рык, Зверь-дверь.
Такая двойственность образов животных неспроста. Помните, «Зверь – это дверь»? За этой дверью и таланты, и навные состояния. И только человек выбирает, открыть ему эту дверь или нет, и что выбрать за дверью – таланты или боль.
Если человек не знает, что находится за дверью, или не контролирует свой выбор, он очень легко попадает в страх.
А страх, по мнению наших предков, это некая точка роста, проявленная в виде ситуаций, событий и т.п. И в этой точке человек вынужден выбирать: стать сильнее или же сдаться, замкнуться, спрятаться («прыгнуть в звериную яму»).
«Звериная яма» – это одна из главных сказок, которая рассказывала о том, что ребенок, начиная с 7 лет будет постоянно сталкиваться в жизни с таким выбором. В оригинале эта сказка заканчивается достаточно плохо – большинство зверей съели друг друга.
Практики, которые помогут тебе выявить и проработать страхи, ты узнаешь на курсе «Работа со страхами. 2 ступень»👇
Т.е. эта сказка фактически рассказывает о том, что если мы не контролируем, куда открыть дверь, в талант или в навь, то счастливый конец у нашей сказки жизни маловероятен.
Чему могут научить детские игрушки
взрослого человека
Наши предки очень внимательно наблюдали за тем, какие животные привлекают ребенка (вживую, в игрушках, в сказках, в узорах).
И поскольку образ каждого животного несет в себе понимание о какой-то нави и о каком-то таланте, то «залипание» ребенка на конкретных игрушках может о многом рассказать.
С одной стороны, вспомнив свои любимые в детстве «звериные» игрушки, вы сможете понять, на рубеже какой двери вы в детстве стояли, какую навь вам надо было преодолеть и какие таланты раскрыть.
Читай также: 👉 Боль родом из детства, или О чем говорят детские игрушки.
С другой стороны, глядя на своих детей и их любимые игрушки, вы можете узнать о том, перед какой дверью стоит ваша семья.
И тут дело в том, что ребёнок является зеркалом родителей. Он всегда знает, что происходит в семье. Даже если вы с супругом/супругой выясняете отношения за закрытой дверью, ночью или в телефонной переписке – дети все это видят и чувствуют, но не могут выразить в словах.
Детский способ выражения – это игра. Все фобии, «залипания» ребенка на чём-то, его маниакальные проигрывание одной и той же сюжетной линии с игрушками – это всегда метафорическое изображение того, что он видит, и как он понимает событие, происходящее в семье родителей.
В тоже время, помимо негативных сценариев, любой зверь – это ещё и определённый талант, некий шанс, возможность, лекарство, которое сокрыто здесь же.
Помните об этом!
Пример любимой игрушки: если ребенок обожает пони
Рассмотрим подробно пример, если ребёнок залипает на пони, маленькой лошадке.
Лошадь на Руси – это символ трудолюбия, символ умения чувствовать, понимать годовой цикл, ритм. Но пони не может трудиться, как полноценная лошадь, поэтому она – символ того, что «Да, я хочу трудиться, но совсем немного, и чтобы результат был впечатляющ». Такая маленькая хитрость: «Я лошадка, но чуть-чуть».
Кроме этого, пони – ещё и символ того, что есть желание играть, но нет желания работать.
А взрослый полноценный конь, который не занят работой, назывался в народе «пустоплясом» – он ни в борозде ходить не будет, ни в строй его не поставишь. Его держали только в роли жеребца (для оплодотворения кобыл).
Читай также: 👉 Сказ о Лени и Труде: «халява» у современного человека — к чему приводит ломка природных ритмов.
Проанализировав все это, можно понять, что тяга к образу пони у ребенка – это понимание, что во взрослом мире есть некая мифическая работа. Т.е. родители ходят на работу, обсуждают ее дома и т.п.
Но для ребенка, когда он не знает и не видит процессов производства, не видит результатов труда родителей, образ пустопляса и труда в его мышлении смешивается, и возникает иллюзия, что можно чуть-чуть как-нибудь красиво поработать, получить большой и радостный результат и скакать дальше. Должно всего лишь повезти.
Причем, «видеть результат труда родителей» – это значит увидеть других людей, пользующихся результатами работы его родителей, а не деньги, полученные родителями за их работу.
Если посмотреть на образ коня шире, то конь – это символ трудолюбия, порой не замечающего границ собственных возможностей. Т.е. кони трудолюбивы, если их припахать, но не зная меры, могут и «упахаться».
Читай также: 👉 12 образов матери в народных сказках. Часть 1 и Часть 2.
За этим образом есть определённый страх – страх остаться не у дел, или не найти работу, которая будет в радость, или которая будет приносить достаточно денег, чтобы жить безбедно.
Практика показывает, что у всех людей, дети которых увлекаются образом лошади или образом пони, где-то подсознательно есть этот страх.
Смысл детских сказок:
зачем нужны «звериные» сказки
Народная педагогика через различные «звериные» сказки, образы животных в игрушках, через мифологические сюжеты знакомила ребёнка прежде всего именно с миром животных, с той силой и талантами, которые может дать Душа животная, и с теми испытаниями, которые надо пройти, чтобы раскрыть в себе Душу человеческую.
Читай также: 👉 В чем предназначение души человека. Основы душеведения.
Эти образы становились своеобразной ступенькой для того, чтобы ребенок мог лучше понять самого себя, посмотреть на свое возможное потенциальное будущее, как положительное, так и отрицательное (в случае, если он будет потакать собственным страхам).
И поэтому в «звериных» сказках на Руси главный герой, каким бы животным он не являлся – всегда деятелен, всегда борется за что-то и всегда получает какой-то итог своих действий.
Тут надо заметить, что в русских сказках нет такого сюжета, когда герой взмахнул волшебной палочкой и на него счастье свалилось.
Если и ты хочешь познать мудрость и значение русских сказок, передать ее своим детям, узнать смысл дестких сказок, рекомендуем пройти семинар «Тайный шифр русских сказок»👇
Наоборот, в русских сказках герой вынужден идти «туда, не знаю куда», через дебри и болота, должен выполнять указания бабы Яги, должен умереть и возродиться вновь и т.д.
Русские сказки из мальчиков и девочек воспитывают людей, которые способны строить свою судьбу своими руками. Тогда как в западных сказках действительно очень много либо волшебных помощников, либо волшебных вещей, которые решают ситуацию вместо человека.
И в русской культуре абсолютно каждый «звериный» образ – это шаг в определённую ситуацию.
Читай также: 👉 Сказ о том, как Бог и его проявления помогают нам.
Каждое животное, безусловно, связано и с определённым Богом. Считается, что Бог проявляет себя через образы животных в окружающем мире. Есть разнесение животных по стогнам, есть своеобразная телесная карта (где в физическом теле заключён какой-то образ животного и, соответственно, какой-то страх).
***
Страх – это действительно пожиратель, он съедает наши силы, он съедает наши возможности, он парализует наши действия, и в итоге мы живём по принципу «авось пронесёт».
Именно страхи заставляют человека ждать, когда «само рассосётся». Многие современные люди надеются, что ничего не надо делать, можно жить по старой стратегии, и ситуации с безденежьем, с семейными неурядицами, с болезнями, с зависимостями решатся как-нибудь самостоятельно, что-нибудь само по себе глобально поменяется.
Но нет. Как показывает практика, без сознательного вмешательства, ухудшения ситуаций происходят, а вот улучшения никогда не наступают.
П.С. Проработать страхи на физическом, душевном и духовном уровне ты сможешь, присоединившись к третьей ступени курса по работе со страхами «Бесобойство: лихоманкам бой»👇