Узорочье
Традиционная русская рубаха
Традиционная русская рубаха – основной и неотъемлемый элемент славянского народного костюма. И сама рубаха, и её крой, цвет, вышивка, и даже день, в который следовало её надевать – всё это для наших предков имело не только практичный смысл и присутствие внешней красоты.
Абсолютно каждая рубаха несла в себе ещё и сакральные знания, помогая своему хозяину максимально использовать силу Богов и простраивать жизненный путь по своему желанию.
Если говорить о сакральном значении рубахи, то она символизировала собой дорогу жизни, по которой идёт человек.
Посмотрим на слово «рубаха» с точки зрения Узорочья.
Первый слог «ру», «рубить» – это отсечение ненужного, лишнего, того, что отжило.
У наших предков существовал такой обычай – если традиционная русская рубаха по каким-то причинам стала несчастливая, неудачная (к примеру, человек в ней испытал какое-то большое горе), то её уже нельзя было ни носить, ни использовать ткань даже для сотворения кукол. Такую рубаху рубили топором и сжигали.
Таким образом, символически разрубалось единое полотно жизни, разрушались связи, чтобы зло никак не вернулось в жизнь человека – как нити разрубленные невозможно соединить, так и неудачам не будет дороги обратно.
Затем, корень «ба», «баба» – это то, что дуально, противоположно мужчине, имеет двойственную, божественную энергию. С одной стороны, это Бог, а с другой, это Азъ (человек осознанный). Как говорили наши предки:
«Баба – та баба, которая при Боге и при осознанном мужике, который стремится к божественному. Баба – это та, которая сумела так в развитие мужика направить, что ему самому интересно».
И последний слог, «ха» – отсюда слово «хатха», «хара», «хорс», «хорошо». Символически, буква «Х» представляет собой диагональный крест, символизирующий движение. «Ха» – это энергия, которая движет что-либо.
Если собрать эти значения воедино, получается, что:
«Рубаха — это то, что поможет тебе пережить любое несчастье и найти свое предназначение, дающее возможность двигаться. Рубаха помогает мужику стать Азом, а бабе быть Бабой».
Традиционная русская рубаха. Виды
Туникообразные рубахи
Исторически, самая древняя и простейшая рубаха – туникообразная, с классическими рукавами, с ластовицей. Такие рубахи, мужские и женские, кроились одинаково.
Единственное отличие – у мужской туникообразной рубахи присутствовали плечевые швы, у женских рубах – плечевых швов не было. У женских туникообразных рубах стан (центральная часть) представлял собой одно полотно, сложенное пополам, и, как правило, присутствовали одна или две прямые боковые ставки.
Реже встречаются рубахи, не имеющие боковых вставок и боковых разрезов. Окружность подола у таких рубах могла составлять всего 80 см. и ходить в ней можно было только очень мелкими шажками.
Как и всё, что сотворяли наши предки, – рубаха, её крой, даже количество деталей кроя – всё имело сакральный смысл.
Читай также: 👉 Одежда – как способ энергетической защиты.
Если представить, что рукава – это когда-то одно полотнище, стан – одно полотнище, то получается, что туникообразная рубаха состоит всего из двух частей и несет в себе информацию числа 2 (женственность, дуальность, противоположность).
У мужчин, за счет плечевого шва, рубаха получалась из 3-х частей. Число 3 – это управление, сила, семья, движение, направления, Триглав, т.е. основные функции мужчины.
С учетом боковых вставок, количество полотнищ в женской рубахе – 4. Это Зарод, рождение, т.к. от женщины зависит: будет ли родить земля, будет ли родить ее чрево, будут ли рождаться в мужчине чувства по отношению к самой женщине, будут ли у женщины гениальные идеи по обустройству государства, будет ли мужчина знать, что ему сотворять (что женщина у мужчины попросила – то и получила: попросила корыто – ничего, кроме корыта, мужчина и не построит).
У мужской рубахи при появлении боковых вставок появляется число 5 (5 крупных кусков ткани). Это число символизирует материальность, материализацию, взаимодействие с материей, т.е. мужчина – управитель материи.
Рубахи трапециевидного кроя
Позже появляются рубашки с треугольными боковыми вставками. В этом случае одно прямоугольное полотнище складывалось вдоль пополам и полученный прямоугольник кроился почти по диагонали. Таким образом, получались две детали стана в виде трапеций.
Прямоугольник – это символ столба Духа. И что интересно, исторически такие рубашки появились на Руси как раз на рубеже столкновений с государствами, имеющими другие религиозные системы (это время войны с Китаем, затем – с южными татаро-монгольскими объединениями, западные конфликты с франками, с германскими племенами).
Получается, что эти рубашки с вложенным в них через крой смыслом, помогали отстаивать основу своей веры и выстоять перед врагом.
Если сложить два прямоугольника, мы получим букву «Т» – это твердость духа и противоположная руна «Ʇ» – это треба (жертва), т.е.:
«Не приноси сам себя в жертву – никто не сломает твердость твоего духа, тогда не будешь рабом».
За счет трапециевидного стана, рубашка превращается в символ «крылатый крест»: две трапеции, поставленные друг на друга узкой стороной, между которыми прямоугольник (рукава).
«Крылатый крест», наиболее известный как кельтский крест – это символ путешественников, часто встречающийся именно у народов, живущих на побережье, часто путешествующих по морю, а также – у купцов, воинов и других мужчин, которые ходили за море.
Рубаха с трапециевидным кроем несла в себе сакральный смысл:
«Тебе еще придётся пройти многие дороги для того, чтобы отстоять свою веру, и пойми, что дорог в мире много, каждый к Богу идет разными дорогами».
Такая рубаха своей формой учила вере и терпимости.
Женские поликовые рубахи и сарафаны
Еще позже появляются женские поликовые рубахи.
Читай также: 👉 Поликовая рубаха.
Если рассматривать поликовую рубаху на уровне простых форм, мы увидим две объединенные буквы «П» – прямую и перевернутую.
В рунической символике, буква «П» имеет названия «предел» и «престол», её значение:
«Если ты себе поставил предел, выше него не прыгнешь. В то же время, если ты двигаешься с соратниками к престолу Духа, движения веры бесконечны».
И действительно, такие рубахи появляются в то время, когда у женщины, благодаря изменению религиозного устоя нашей страны, возник выбор: остаться в старых законах (где женщина соратница мужчине, понимает себя равной и важной в этом совместном движении к престолу Бога), или же сказать: «Нет, мое дело – дом, я завишу от мужа», и выше этого не прыгать.
Именно появление такого выбора нашло свое отражение в форме одежды, поэтому поликовые рубахи появляются массово и быстро распространяются.
Одновременно с поликовыми рубахами появляются сарафанные комплексы одежды.
Самой простой сарафан представлял собой круг с тремя дырками, и имел сакральное послание:
«Всё, что под твоим подолом – твоё, ты управляешь многим, хоть ты и женщина».
Именно такая форма сарафана показывала женщине ту широту кругозора, которой она должна была владеть.
Традиционная русская рубаха. Мужские рубахи с оплечьем
Оплечье у мужских рубах появляется в то же время, что и полики на женских рубахах. Оно могло быть наружным или внутренним в виде круглой (не треугольной!) вставки. Еще позже появляются мужские рубахи с оплечьем без плечевого шва.
Слово «оплечье» происходит от слов «оплот веры», именно поэтому на древних оплечьях мы можем увидеть очень много космогонических рисунков, вышивок. Оплечья богато украшались символами звезд, знаками планет, изображениями мистических животных и птиц. На оплечьях не изображали ничего, символизирующего земные материи.
По своей сути, оплечья являлись своеобразным напоминаем о том, что мужчина является оплотом веры – какой мужчина установил закон в семье, такому женщины и будут следовать:
«Какой Ирийский сад у тебя в голове, что ты выдаешь своим близким – к такой мечте они и будут стремиться».
Именно от мужчины зависит духовный уровень в семье, это его ответственность. А оплечья напоминали мужчине насколько важно уметь не опускаться до состояния скотства.
В более позднее время оплечья стали отдельной деталью гардероба (царские оплечья, оплечья церковных служителей, круглые герданы). Их украшали камнями, изображениями святых, и надевали поверх рубахи.
Еще позднее, герданы перешли в богатые женские воротники из бисера, также имеющие форму круга.
Традиционная русская рубаха. Значение отдельных деталей одежды
Помимо того, что каждый вариант кроя рубахи имеет свое значение, не меньший смысл, своё узорочье, вкладывали наши предки и в каждую часть рубахи: стан, подол, горловина, рукава и т.п.
По вышивке на одежде, по тому, как шьется какая-то часть рубахи, можно сказать о том, с чем, с каким процессом становления и движения в этом мире у человека в порядке или не в порядке.
И такая «диагностика» актуальна и по сей день.
Стан – от слова «становиться», «статься», «стать».
В процессе становления у нас всегда есть две точки: точка отправная (от чего мы отталкиваемся, стартуем) и точка конечная (куда идем, результат). Эти точки символизируют собой подол (отправная) и горловина (к чему стремишься).
Насколько прямая или кривая линия получается между этими точками – целиком и полностью зависит от целей человека. Это очень хорошо можно отследить в процессе шитья и вышивки: насколько хорошо и справно получается сделать и обработать подол и горловину – настолько у человека справное или не очень целеполагание.
Как с помощью одежды преобразить свою жизнь, ты узнаешь из семинара «Золотые ключи народного костюма»👇
Подол – это основа, это наши предки, это наше прошлое, это то, на чем мы стоим, все те шаблоны и установки, которые были когда-то в нас заложены.
Горловина —«горло», состоит из двух слогов: «гор» – солнце, «ло» – внутрь. Сакральное значение горловины – «Солнце, которое, входит в тебя». Иными словами, какую веру ты принимаешь в себя, какие жизненные установки?
Ворот – состоит из трех морфем: «во» – внутрь, «ра» – солнце, «т» – движение, т.е. он символизирует то, что ты принял в себя, и то, что ты потом вернёшь обратно в этот мир.
Получается, что горловина — это место, через которое правда Богов в нас входит, и через которое мы обратно что-то из этой правды изрекаем (что запомнил, то и выдал).
По тому, как получается раскрой, шитьё и вышивка ворота, горловины, можно понять куда и как идет человек, к какому будущему.
Читай также: 👉 Какое значение имеет одежда.
Подоплёка на верхней рубашке в практическом смысле появилась как дополнительная защита одежды от истирания: многое переносилось на плечах, через плечо, поэтому в таких местах ткань быстрее изнашивалась.
Энергетическое значение подоплёки: у мужских рубах подоплека формировала угол, направленный вперед и назад, так, что в раскладке (если распороть боковые швы) получался символ «Звезда Руси», т.е. мужчина – это опора Руси.
На женских рубахах подоплека поворачивалась так, что на груди и на спине оказывалась сторона прямоугольной формы, закрывая собой грудь (до ярла) и грудной отдел позвоночника. Это показывало задачу женщины: женское сердце – оно в доме (квадрат – это дом), оно хранит верность и не должно вовне куда-то уходить, женский глаз, женский ум должен быть ориентирован на то, какая погода внутри дома.
Разрез горловины у женских рубах с подоплекой был небольшим, буквально на указательный палец. У кормящих женщин, для удобства подоплека (как и сама рубаха) имела разрез до ярла.
На исподних рубахах подоплека не делалась вообще, т.к. летняя исподняя рубаха кроилась без рукавов (прямоугольник с дыркой для головы), в более позднее время, исполняя рубаха – это два прямоугольника, соединенные широкими бретелями.
Читай также: 👉 Для чего нужна исподняя рубаха.
Рукава – несмотря на то, что они фактически отдельны от стана, в них заложен не менее важный смысл.
Этимологически корень слова «рука» – «-рук-» может чередоваться с корнем «-руч-«, т.е. чередование «к» и «ч». Это дает созвучность слова «Рука» со словами «ручей», «река».
Рукава – это то, как мы идем, с помощью чего происходит наш процесс становления. Подтверждением этого являются названия разных частей руки – заман, кирга (отсюда слово кочерга), ручица, хапуга (хапать, пригребать к себе).
Именно поэтому, через вышивку на рукавах всегда отображали те наши средства и способы достижения собственных целей, которые мы взяли от предков – предки могли заложить многое, но в жизни человек далеко не всегда использует даже половину доступных инструментов.
Длина рукавов также имела значение.
Например, рукав замужней женщины мог заканчиваться на запястье, на середине предплечья или у локтя. Потому что замужняя женщина находится под защитой мужа, у нее есть возможность использовать не все средства и способы, есть кому передать ответственность.
У девушек на выданье даже на покосных рубаха рукава всегда оставались длинными и полностью закрывали ладони (вспомните Царевну-Лебедь из сказок Пушкина и её длинные, свисающие далеко ниже кистей рукава).
Например, в Архангельской губернии такие длинные рукава обычно начинались широкими и постепенно сужались. В длину рукав мог доставать до пола, а для рук делали специальные прорези. Существовали варианты длинных рукавов и без прорезей – в этом случае, девушка присобирала весь рукав на руку.
Такие рукава говорили о том, что девушка должна сохранять в чистоте свои методы взаимодействия с миром, чтобы потом передать их одному мужчине, т.е. соединиться с ним.
В крестьянском быту существовал обычай распускать длинные до пола рукава, например, на праздниках в честь Берегини, существовали обрядовые женские танцы с распущенными рукавами.
На древних сарафанах и епанчах могли присутствовать еще и дополнительные рукава (такая одежда сохранилась только у княжеского и царского сословия). Смысл дополнительных рукавов состоит в следующем:
«У меня хватает фантазии пользоваться не только методами, которым меня научили предки, но еще и наработать какие-то свои, новые».
Дополнительные рукава – признак магичности (кто могёт, тот и маг).
Цвет рубахи. Значение и использование у наших предков
Цвет одежды имел очень большое значение, поэтому цвета рубах, и женских, и мужских, были очень разнообразны. Конечно, в обычной жизни в крестьянской среде дённые (на каждый день) рубахи были просто серого цвета, но они обязательно украшались вышивкой в цвет того бога, которому текущий день соответствовал.
В более богатых крестьянских домах, в тех домах, где рукодельничали и не ленились, можно было увидеть, что цвет рубах менялся каждый день, как у мужчин, так и у женщин.
1. Цвета особого назначения
Черный цвет – цвет Мары, надеть рубаху такого цвета это вызов: «Я в своем становлении готов проживать Навь и бороться с ней». Люди простых сословий чёрные рубахи не носили вообще. Чёрнорубашечников же называли колдунами и знахарями. Это было очень небольшое сословие.
Черемной цвет – рубаху такого цвета мог надевать человек, который скорбит по умершему супругу/супруге и уже не собирается выходить замуж/жениться. Другими словами, человек в черемной рубахе тот, кто готовится уйти из этого мира вслед за своим супругом/супругой, неважно, в какой срок – через 5 лет, через 10 лет.
На Украине вдовцы, вдовицы, солдатки – все они носили рубаху черемного цвета по погибшему человеку в течение одного года, после чего рубаху обязательно сжигали.
2. Цвета рубах по дням недели
Понедельник — соотносился с богиней Марой. Это серый, синий цвет.
Вторник – Сварог и Лада, небо и земля, сочетания сине-голубых оттенков и зелено-красных.
Среда – боги Семаргл, Прове. Огненные цвета и их оттенки.
Четверг – день Перуна и Даны-Додолы, это все цвета воды (Дана) и вся цветовая гамма грозовых туч, плюс рыжий (Перун – рыжекудрый).
Надо заметить, что чисто оранжевые или рыжие (такой красно-рыжий цвет, сложный терракотовый) по покраске рубахи могли носить только воины да князья (князь – изначально это воинское сословие).
Пятница – Макошь и Велес. Высокодуховные люди в этот день носили рубахи синего цвета, фиолетового (и его оттенки), всех оттенков коричневого цвета. Обычные люди же надевали рубахи цвета Земли, цвета зелени в конце лета – начала осени.
Суббота – Купала и Кострома. День очищения, и посвящен он был очистительным процедурам (одна только баня занимала полдня). Основной цвет рубах – белый.
В этот день имели место быть и вторичные цвета: бирюзовый (Купала, но в некоторых родах это цвет Лели) и розовый.
Воскресенье – это Всебожий Род, поэтому надевались нарядные рубахи бело-красных цветов: белая рубаха с красной вышивкой (у мужчин и у женщин), или наоборот, красная рубаха с белой вышивкой (только мужчины).
3. Цвета мужских портков
Первое, что можно сказать о цвете мужских портов, то, что они никогда не были серыми! Серый цвет – цвет подисподних штанов. Не дай Бог в них выйти из дома! Даже во двор в таких не выходили.
Основной рисунок мужских портов – это вертикальная полоса, символизирующая столб духа.
Синие порты – самый распространенный вид, т.к. у мужчин яри более чем достаточно, нужно удерживать её под контролем, чтобы она не оставалась на уровне «хочу, всего и сразу!», а поднималась вверх, до мудрости.
Также распространенными цветами для мужских портов были коричневый, тёмно-зеленый.
Чисто чёрные портки не носили, но могли сочетать в полосах чёрный цвет с каким-либо из вышеназванных.
***
Наши предки считали, что через сотворение рубахи, через процесс кроя, шитья и вышивки можно простроить желаемый путь движения к Богу.
Даже если ты чего-то пока ещё не умеешь, чего-то в твоей жизни не хватает – ты можешь к этому прийти, сотворить себе рубаху, заложив в неё в процессе шитья и вышивки нужную программу.
Как научится шить обережную одежду, ты узнаешь из курса «Шьём Судьбу» 👇
Традиционная русская рубаха
Традиционная русская рубаха. Крой для мужчин и женщин.
Значение использования количества кусков ткани для рубахи.
Расшифровка значения кроя и деталей рубахи.
Традиционная русская рубаха. Виды мужских и женских рубах.
Цвет рубахи. Значение и использование у наших предков.
Значение цвета мужских портов, которые использовали наши предки.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «История и магия лоскутного шитья».
📝 Статья «Темные цвета одежды. Влияние цвета на человека».
П.С. По одежде человека можно было понять его положение и статус, а также узнать о мечтах, целях и устремлениях. В то время одежда защищала человека от холода, оберегала от дурного глаза, создавала своему владельцу особое душевное и духовное состояние, а также помогала чувствовать единение с природой. Как это сделать своими руками, ты узнаешь из семинара «Магия русского костюма»👇
Об авторе
-
Светлана Канина