Любомудрие
Народная педагогика. Этапы развития ребенка до 3-х лет
Наблюдая картины замечательной канадской художницы Кэти м. Берггрен, я решила начать серию статей о детстве вчера и сегодня. Надеюсь, это натолкнет вас на размышления
Этапы развития ребенка до 3 лет или как протекает становление человека
Наши предки считали, что развиваясь, человек каждые семь лет переживает новое рождение. Называли этот период вЕжа, отсюда пошли слова: вежественный, вежА, вежак, вежать, невежа.
Каждый такой период имел своё название и в мифологическом сознании наших предков был отмечен особым подарком от Бога, но и особой ответственностью за него. А значит человека в эту вежу ждали и особые испытании, становящиеся своеобразной проверкой-экзаменом.
Поэтому наши прабабушки и прадедушки делали всё, чтоб подрастающий человек с самого начала осознавал всю ответственность предстоящего подарка и изменений, смог осознать всё приключение заранее, а не в последствии сложных виражей жизни, сумел подготовиться.
А также старались простроить систему образования таким образом, чтоб вооружить знаниями и практическими умениями, которые станут оружием и помощниками в предстоящем пути.
Но прошли века и уже новые науки назвали вежи «кризисными периодами жизни», «критическими возрастами», невольно закладывая в сознании людей совершенно другую картину мира: «с каждым годом будет всё тяжелее», «пощады от судьбы не жди», «жизнь — кривая, авось выведет», «берегись да сторонись и это жисть..» (слова из песни).
И современный человек уже глубоко верующий, в то, что жизнь — это тяжёлый труд, где есть одни неприятности и надо уметь выкручиваться.
Но может быть будем учиться не избегать испытаний, а поменяем к ним своё отношение?
Может будем не роптать на Бога, а признаем факт, что он умней и всё, что он делает — на благо его детей?
Может научимся не играть с судьбой в прятки, а раскроем объятия для неё?
Давайте воспользуемся знаниями предков и примем подарки жизни, поймём лучше самих себя, а с этим и саму жизнь.
Первая вежа
Первая вежа человека — это внутриутробная и все, что человек испытал в ней — сценарий будущего развития и испытаний.

Вторая вежа
Вторая вежа — с рождения до 3-х лет. Итак, с рождения до 3-х лет ребенок именовался «чадо», «ладо», «любый», «лелека», «ляля», «дитятко», «дитя», «солнышко», «радость», — и зачастую даже не имел имени, не показывался чужим и дальним родственникам, на любопытные вопросы чужаков мог быть назван и: «игрушка», «полено», «житёк», «живчик».
А также пеленали его в отцовскую иль материнскую рубаху, а позже и одевали, не определяли по полу, не стригли, ночевал он в зыбке-колыбели под матицей дома, не подпоясывался, в тёмное время суток не покидал дома и все его игрушки были обережного характера, поэтому чаще шумели, шуршали или звенели.
Почему? — спросите вы, отвечаю: наши предки верили, что до 3-х лет человек еще не определился, останется он в этом мире, или нет, поэтому сводили к минимуму его контакт с Навью.
Границы между миром жизни и нави, откуда пришел ребенок, очень хрупки и тонки – ребенок легко может уйти обратно, если что-то в этом мире будет чужим и пугающим, отличным от запаха материнского лона, молока, отцовских рук, отличаться от них по энергетики.
Так и ребёнку спокойнее, ведь когда он был внутри утробы матери, то соприкасался миром своей души только с ней и отцом, если тот был рядом. Это закладывало крепкие семейные связи с родителями, ощущение поддержки рода.
У старообрядцев ребенка чужим вообще не показывали, он имел контакт только с теми, кого его родители считали своими.
По теме: Как развивали детей на Руси.
Вот почему период беременности и до 3-х лет ребёнка — это не время больших сборищ, дискотек, шумных компаний, толп гостей дома. Иначе не будет разницы между домом и чужими. А тогда откуда возьмётся вес родительского слова, уважение к ним, стремление поддержать родственников, умение договариваться?
Кроме того, в этот период ребёнок проводил с матерью, и с отцом равное время с момента начала прикорма злаковой пищей (совпадало с моментом прорезания зубов). Делали так, для того, чтобы ребенок воспринимает мир целостной картиной. У души ребёнка в это время нет различий мальчик/девочка, хорошо/плохо и т. д.
Ребенок до трех лет воспринимает своих родителей во всей полноте. Он смотрит, какие силы наблюдаются в семье, кто сильнее, кто слабее, кто для чего нужен и годен, какой круг творчества и забот у мужчины, какой у женщины.
Так ребёнок выбирает, какой силы не хватает в его семье, и старается ее дополнить. Фактически выбирается душевная принадлежность к полу мужскому или женскому.
А что будет, если по-современному ребёнок будет дома только с неработающей мамой? А если это мальчик? Откуда тогда возьмётся понимание, что мужчины и женщины по-разному добиваются своего? Общаются с миром?
Как тогда потом приучить мальчика с женской пассивностью к подвижным играм? К борьбе, настойчивости? К тому, чтоб не требовать истериками, а добиваться своего и уметь терпеть?
И дело даже не в том, что мальчику нельзя плакать, можно, а в том, что мама всегда более жалостлива, чем отец, и без него больше попустительствует ребёнку, особенно если нет помощников в воспитании (и не только бабушек, но и дедушек, братьев, пап — что особенно важно в воспитании мальчика).
Да и девочке как тогда объяснить без папы, что мужчина — закон, правила, что он по-другому мыслит, чувствует, познаёт. Ведь основы различения полов и понимание их взаимной важности и нужности приходят именно в этом возрасте.
Ведь ребёнку в эту вежу надо убедиться, что мир вокруг не просто интересен, но и Разнообразен!
Поэтому и первые вещи, которые появлялись у ребёнка в этом возрасте, были выполнены из кусочков родительской одежды и изобиловали многоцветием.
Например, первое лоскутное одеяло, которое готовила мама ребенку из своей и отцовской праздничной одежды, вышедшей из употребления, изобиловало красками — это был показатель многообразия мира, сил и стихий. Так ребенок набирался полноценного образа со всего мира.
И задача родителей показать ему эту полноту, многообразие стихий, дел, разнообразие шансов в своём мире, объяснить чаду, что существует мужская и женская стезя, и каждая из них прекрасна, показывает многогранность мира на примере семейного круга и его забот.
А что видит современный ребёнок данного возраста? Розовые или голубые стены и одеяла? Причём, что голубой — цвет воды, а вода — женская стихия, а красный — огонь — мужская…
Игрушки и вещи, купленные у чужих? Только домашний быт одного родителя?
П.С. Как наладить связь со своим родом, вы узнаете на семинаре «Родолад», вы узнаете воззрение наших предков на божественные Коны, причины появления законов, как происходит формирование души и тела человека, воплощение его на Земле и многое другое.