Узорочье
История развития вышивки: виды швов и орнаментов
Вышивка — одно из древнейших искусств, в котором используются различные виды швов, каждый из которых имеет свои особенности и историю. Среди них можно выделить счётные и свободные швы, простые и сложные техники, характерные для разных культур и эпох.
В этой статье мы рассмотрим, как происходило развитие вышивки и как исторические процессы влияли на формирование орнаментов.
Виды швов и орнаментов
Самые древние вышивки выполнялись простыми швами, затем появились счётные, а значительно позже — вышивки по свободному контуру. Это характерно не только для русской культуры, но и для истории вышивки в целом. Об этом можно узнать из различных энциклопедий и книг, а также у музейных работников, занимающихся историей вышивки.
Счётный шов – это не только крест или гобеленный шов, это и вышивка с помощью набора, и с помощью счётной глади. Многие простейшие швы также относятся к счётным. К примеру, для того, чтобы шов «вперёд иголкой» лёг ровно, необходимо учитывать количество нитей в ткани. То же самое требуется для аккуратного выполнения стебельчатого шва.
Подробнее о видах швов ты узнаешь из книги 👇
Именно счётные швы лежали в основе первых орнаментов: они были чёткими, графичными, с ярко выраженными углами. Их можно было использовать не только в вышивке, но и для резьбы, литья и других ремёсел.
Крест как способ вышивания, по мнению большинства историков, занимающихся вышивкой, появился достаточно поздно – лишь в XVIII веке. По одной из версий, эта техника пришла из Голландии, по другой – из Германии. Возможно, существуют и другие гипотезы.
В этот же период на Руси активно развивалось книгопечатание и происходили сложные политические преобразования, так называемая вторая волна столкновений между остатками язычников, старообрядцами и крестьянами после Никоновского раскола, т.е. троеперстниками. В этой каше рождается и особый тип узоров — витиеватый орнамент. Появление данных типов узоров, как правило, совпадало со сложными политическими процессами.
Читай также: «Значение орнамента на зáвесях и занавесях в русских домах».
Аналогичная закономерность прослеживается и в культуре кельтов. Изначально они использовали в вышивке счётные швы, затем во времена их активного столкновения с англичанами, появляются витиеватые узоры. Однако подобные орнаменты существовали и ранее.
Витиеватые орнаменты
Так, первые витиеватые или плетёные орнаменты, их ещё называют верёвочные узоры, появились на севере Руси в период IV — IX века от Христианского летоисчисления, а затем вновь получили распространение в более позднее время. В отличие от счётных орнаментов, плетёные узоры — это вышивка свободным контуром, которая не требует подсчёта нитей. Такие орнаменты вышивались либо разнонаправленной гладью, либо тамбуром, либо стебельчатым швом. Их можно встретить в древних книгах – в виде вензелей и заглавных букв, выполненных в технике плетёного узора.
Есть предположение, что подобные орнаменты появляются тогда, когда люди начинают ощущать, что они проигрывают новой власти, новому веянию, религии, и тогда у них возникает желание спрятать и сохранить древние знания. Скрыть те обережные символы, которые, по сути, уже являются спрятанной информацией.
Читай также: «Значение слова Узорочье. Возникновение и этимология. Руны, знаки и символы».
Например, если пожелание написано рунами напрямую, оно представляет собой явный орнамент, явную программу. Но если руны спрятаны и объединены в единый символ — это уже хитросплетение и определённое умение. Здесь возникает третий уровень, третье погружение в узор, когда скрывается не только смысл, но прячется ещё и сам символ, несущий информацию.
Когда прямое изложение знаний становится невозможным, носители древних знаний начинают запечатлевать его в сказках и песнях, т.е. в иносказательной форме. Этот принцип проявляется и в узорах: они усложняются таким образом, чтобы то, что несёт главную нагрузку, главный смысл орнамента — было спрятано, не было заметно с первого взгляда. Поэтому витиеватые орнаменты читать гораздо сложнее, нежели более ранние, простые узоры, в которых легко можно вычленить символы.
Подобные орнаменты, выполненные в плетёной технике, встречаются по всему миру и имеют скрытое значение. Каждый узел в них является элементом знаковой системы, берущей начало в узелковом письме. Узелковая письменность сохранилась у нас вплоть до XX века и до сих пор используется северными народами и теми родами, которые придерживаются традиции. В Китае и ряде восточных стран она также распространена в традиционных семьях. Кроме того, узелковое письмо тесно связано с рунами.
Чтобы суметь прочитать узелок, достаточно попробовать завязать его на обычной верёвке — тогда можно увидеть и понять, из каких элементов он состоит и какие руны в нём скрыты.
Первые руны были чёткими, графичными, словно высеченные топором, и такие же формы имели древние узоры. Со временем рунические знаки трансформировались в округлые письмена, превратившись в буквы. Это можно проследить, сравнив славянский рунический алфавит, те же северо-венедские руны, с кириллицей. И сама кириллица – это красивые, витиеватые буквы, искусственно выведенные пером, стремящиеся к округлости. Именно из таких округлых букв рождаются узлы, а уже из них рождается плетённый орнамент.
Читай также: «Как использовать Славянские Руны».
***
Сегодня традиционные виды швов и орнаментов продолжают использоваться как в народном творчестве, так и в современном дизайне. Они находят применение в моде и декоре, сохраняя при этом свою первозданную ценность.
Интерес к историческим техникам возрождается, а вместе с ним и понимание того, что вышивка — это не просто ремесло и украшение, но ещё и способ передачи знаний, оберег, своеобразный язык символов, отражённый в каждом стежке.
Виды швов и орнаментов
П.С. Наши предки знали, как использовать символы цвета и формы, чтобы привести в гармонию энергетику человека и тех стихий, которые на него влияют. «Правильная» одежда помогала человеку ощущать себя звеном между землей и космосом. Для тех, кто хочет узнать больше о значении тканей, узоров, швов и цветов одежды мы рекомендуем семинар «Золотые ключи народного костюма».