Узорочье
Сказы, раскрывающие родовую память: Сказ о том, как человек научился ковать
Славянские сказы и сказки знакомили с мифологией, а значит и c устройством мира, с основными законами жизни, с предназначением разных живых существ и человека, с особенностями развития отношений внутри семьи.
У наших предков сказы и сказки становились опорой в развитии. И стар, и млад искали и находили в них ответы на многие вопросы, которые задавала жизнь.
Пусть и вам эти волшебные сказы откроют мудрость и заветы наших предков.
Если и ты хочешь познать мудрость и смысл всем известных русских сказок, передать ее своим детям, рекомендуем пройти семинар «Тайный шифр русских сказок»👇
Сказ о том, как человек научился ковать
Когда-то очень давно, когда Боги еще сходили на Землю и жили меж людей, люди творили свои орудия для труда из дерева или из камня – из первых братьев своих.
Ибо когда-то самые-самые первые люди были сделаны из камня и назывались они во́лотами. Постепенно во́лоты ушли в недра земли и продолжили там свою жизнь.
А чуть позже появилась раса людей, которые были сотворены из деревьев. И они тоже прожили долгое время на матушке Земле, но позже растворились в некоторых деревьях и стали хранителями всякой живы на Руси.
И совсем позже появились те люди, потомками которых являемся мы с Вами. Это была совершенно другая раса людей. И вот они помнили о своем родстве с первородственниками и поэтому творили свои орудия с осознанием, с благостью, с обращениями к камню или к дереву, прежде чем даже поднять просто сухую ветку с земли.
И вот железо тогда еще не знали, но как появилось железо на Руси? Об этом сей сказ…
***
Наступал рубеж эпох, когда заканчивалась веда Сварога, и на небесный трон Свентовида должен был зайти другой Бог. А на рубеже, на кромке всегда что-то случалося. Не хорошее и не плохое, но приходило какое-то испытание, ибо нить миров (ткань) подходила к кромке.
И поэтому называли эти времена кромешные.
И в память об этом, когда завершается малое коло (год), накануне Коляды празднуются 7 дней поминовения о кромешных временах. Это время на Руси называется Карачун. Это время безвременья, не принадлежащее ни старому, ни новому году.
И вот тогда первый раз наступал кромешный год, когда заканчивалось одно коло (16000 лет) и начиналось другое коло, т.е. следующие 16000 лет под покровительством другого круга Богов.
И вот тогда истончилась ткань миров и совершенно из другого мира, находившегося за границей млечного пути, за этим естественным рубежом, которым закрыта, как щитом, наша Вселенная, прилетел камень. И был он внутри полон не огня, как все живое в нашей Вселенной, а льда, холода первозданного.
И пробил он, прорезал наш мир и упал на Землю-Матушку. И 9 лет горела Земля по этому следу, что пропахал этот камень, пылала огнем. Но огнем необычным, синим, от которого все леденело вокруг. Засыпало белым, холодным пеплом Землю на многие километры вокруг этого огня. Так люди впервые увидели снег, не было его до этого на этой Земле.
И там, где этот камень, упав в недра Земли, вспорол глубокую рану, собралась складками твердь и появились горы, которые позже назовут Замко́вые. Ибо запечатали они в себе эту первую боль, боль первозданную, пришедшую в наш мир.
***
И в глубине Замко́вых гор улегся этот камень. Но еще 9 ночей Сварожьих (9 лет) ворочался он внутри, не мог успокоиться. И когда раскрылся этот камень, вышло из него два странных существа черных, бледных, сухих, кощных, худых.
Именно с того времени появилось у людей слово «худое», означающее плохой, негожее.
И эти существа прятались от света, и долго их Боги не замечали на Земле. Но существа осмелели и начали выбираться на поверхность. И тогда первыми их заметил Перун, ибо он всегда стремился узнать что-то новое и был более расторопен, чем его старший брат Даждьбог.
И заметив этих двух существ, направил он свою колесницу, запряженную белыми козлами, на Землю. И спустившись, увидел, что эти два существа – одно, вроде как, женское, а другое, вроде как, мужское.
И спросил он их тогда:
– Кто Вы?
Но увидев светлого Бога, эти существа забились в щель свою и боялись показаться.
И тогда ответило первое существо:
– Его, – и ткнуло пальцем в сторону, – прозывают Черногобом.
А другое существо ткнуло пальцев в первое:
– А ее называют Мараной.
Подивился тогда Перун, ибо никогда он не слышал, чтоб кто так, через кого-то, называл свое имя, не говоря его напрямую. И спросил он об этом:
– Почему вы не называете свои имена сами?
– Что ты? – отвечала Марана. – Как можно, а вдруг кто твое имя подхватит и порчу сотворит, зло причинит?
– Что такое порча? – спросил Перун.
И Марана удивилася, ибо доселе не видели они с Черновитом еще ни разу Земли и мира, в котором бы не знали, что такое зло и что такое боль.
А Перун подивился, как это можно навести зло, узнав имя.
И стал он рассказывать о мире своем, в котором правил вместе с двумя своими братьями. О том, какие живые существа здесь живут, какие цели, задачи ладят, как мир создают. Марана и Черновит внимательно слушали.
И уходя, Перун заключил договор с ними, разрешив жить Маране и Черновиту в Замко́вых горах, раз уж так случилось и они попали в этот мир. А чтобы скрепить этот договор, отдал им свой знак Перунич.
Марана с Черновитом для того чтобы скрепить договор взяли и отломили ему кусочек холодного льда, который был в сердцевине камня.
Ибо раньше люди знали, для того чтобы закрепить договор с животным ли, лесом ли, с костром ли – обязательно надо чем-то обменяться, только тогда договор и дружба крепки.
Ибо, взяв у леса помощь в виде дров, в виде бревен для строительства дома, ты берешь его Живу и, по закону благодарности, который еще Род сотворил, ты должен еще отдать что-то взамен, часть своей Живы.
И поэтому не ходили в лес с пустыми руками: приносили хлеб, семечки, кормили птиц, устраивали кормушки для зверей. Беря у реки рыбу, рыбак обязательно первую рыбину отпускал обратно, а еще и одаривал Водяного весной, выливая мед и молоко в реку, ну и т.д.
В общем, стремились люди тогда жить в гармонии с природой, договариваться со всем, у чего хотели взять у его благо, его Живу.
Ибо тогда на Руси воровства еще не было. А воровством чуть позже стали называть действие, когда человек берет что-то, не отдавая ничего взамен. И лишь позже, много позже, это слово поменяло свое значение.
***
И вот взял Перун эту льдышку. Долго он ее вертел в руках. Приехал он на небо, показал отцу своему с матерью, Сварогу с Ладой, показал брату своему, Даждьбогу. Но никому не понравился этот дар, ибо холоден он был, и пуст, и тяжел.
И лишь Агуня, младший брат, заинтересовался льдышкой и попросил у Перуна поиграть с нею. Долго он играл с этой игрушкой, 30 лет и 3 года прошло, но вернулся Агуня к братьям и принес на руке чудо.
Лежало на его руке что-то черное, и синим цветом льда и молнии блестящее, горячее, как огонь, мнущееся под пальцами Богов, но при этом обретающее форму, как только на него подует Стрибог.
И сказал брат:
– Долго я чудил-колдовал с хладом небесным, пришедшим с другого мира. Но поместил я его на 30 лет в чрево матери нашей, сырой Земли. И изменилось оно там, отогрелося. А затем положил я его в сердце свое, в огонь горячий, и начало течь и меняться оно. А затем взял я, брат мой Перуния, твою молнию и бил я ею по нему.
Перун прищурился, конечно, грозно, ибо не любил, когда игрушки его брали без спроса, ну ладно уж, что сделать, брат-то младший.
– А потом, попросил я Сварога, – сказал Агуня, – и дул он на это 3 года. И вот что у меня получилось.
Взял Перуния в руки кусок железа (ибо так появилось оно), подбросил на руках – чудно! Ударил мощным кулаком, сплюснул и получился молот. Взял, помял в руках, и вот уже кочерга. А кочерги и молот тогда были каменные или же деревянные.
***
Долго он так забавлялся, тешился, менял форму железа, а потом подумал: «А дай-ка подарю я его людям».
И спустился Перун в Явный мир. Была у него там на примете семья, которая была особо ему люба, была пытлива и стремилась узнать что-либо нового.
Звали мужчину в этой семье Кием. И именно по его имени, когда-то, много позже, люди назовут маленький молот, который участвует в кузнечном деле.
Пришел Перун к Кию, постучал, и говорит:
– Здрав будь, друг мой сердечный.
– О, давно я тебя не видел, Балда.
А Перун, когда сходил к людям, никогда не представлялся своим именем, дабы не пугать людей, и назывался простым именем – Балда. Именно по этому имени, гораздо позже, люди назовут большой молот, который расплющивает железо и придает ему форму.
– Принес я тебе, Кий, подарок, пойдем-ка с тобой в баню, покумекаем.
Кýзен тогда еще не было, не существовали они.
И велел Перун Кию притащить огромный валун в баню. И разогрели они баню жарко-жарко. И бросили железо в огонь, и стали бить по нему камнями.
И так долго трудились они, и вот, сковали рог. Смотрел Кий, смотрел:
– Что же за чудо такое, Балда, ты мне принес? И куда его?
– А ты покумекай.
Вертел Кий три дня в руках этот рог. А потом проходил он как-то мимо свивальницы и увидел, как мужики чинят плуг треснувший. И посмотрел он на железный рог в его руках и подумал: «А ну-ка, прилажу я этот рог на конец плуга».
Сказал мужчина – и сделал, приладил.
И вышел в поле, попросил прощения у матери сырой Земли, вогнал плуг новый в Землю и легко пошла кобыла, и легко ложилась пластами Земля, и плуг будто сам плясал по пашне.
И дивились люди. Ворчали еще долго старики, о том, что «не по-старому, не по-отцовски, не по-прадедовски делаешь». А мужики быстро смекалку оценили, ибо плуг железным рогом-наконечником гораздо быстрее и легче ложился в Землю, вспарывал ее благодатное чрево, и лучше, и мягчéе была Земля, лучше ложились зерна, и лучше взращивалось зерно, и богаче был урожай.
***
И так и повелось.
И стал Кий кусочки того железа, что принес ему Балда, всяко мастерить из них, и делать то – ножницы, то – серпы. И нравились людям железные орудия. И стали они ходить к Кию и прославлять его.
И скоро он и дом-хоромину отдельную построил, и положил там большой камень, и назвал его – кузней. Ибо выковывалось там новое счастье, новый труд, новый способ сотворения этого мира. А капельки железа, что оставались при ковке, отдавал он матери сырой Земле.
И прошло совсем немного времени, как зашевелились эти капельки в матери сырой Земле и стали расти и множиться.
И вскоре люди, пойдя на болота, там, где земля с водою встречается, стали находить эти капли вновь. И появилось так болотное железо.
И расползлось железо живое по всему миру. Тянулось оно к Замкóвым горам, искало оно себе новую долю, а люди брали его и ковали с него новые вещи.
И придя в мир, железо еще долго служило лишь добру, сотворяя новый благодатный мир.
Сказ о том, как человек научился ковать
Как правильно договариваться.
О появлении железа и кузницы.
В дополнение рекомендуем изучить материалы по теме:
📝 Статья «Навные программы в Карачун».
📝 Статья «Сказ об Агуне Сварожиче».
П.С. Для тех, кто хочет лучше узнать русский фольклор, предлагаем сборник древнерусских сказов «Сказы о тайне предназначения». Пусть чудо сказочного мира поможет вам по-новому взглянуть на свою жизнь!👇