Узорочье
Узорочье женского гребня и зеркала
В русских сказках и песнях неоднократно встречается образ девушки, расчесывающей гребнем волосы и смотрящейся в зеркало, сопровождающая свои действия заговором, песней, приговором.
И действительно, в женских практиках Берегини, магии красоты и обаяния, эти простые с виду предметы играли не последнюю роль: сохранилось несколько сотен различных обрядов, дарующих молодость, красоту лица и волос, помогающих предвидеть будущее, гадать на жениха, заглянуть и исправить прошлые воплощения и многое другое.
И я неоднократно на обрядах Лунного цикла, семинарах по практикам Берегини давала различные малые действа этой несложной домашней магии.
Кроме того, в «Магии Дома» мы говорили о правилах работы и общения с зеркалами, о том, как их чистить и что следует делать, чтобы эти порталы межмирья не накапливали отрицательную информацию и не были бесконтрольными дверями в навные миры.
Но сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о другом: об Узорочье зеркального пространства и магии гребня.
Узорочье зеркального пространства и магия гребня
Если вы будите исследовать археологические находки на предмет древних зеркал и гребней разных народов, то обнаружите несколько интересных закономерностей:
1) самые разные древние народы первые зеркала делали из бронзы, меди, серебра и золота;
Напоминаю: бронза — символ Дажьбога — помогает «дорости» до состояния князя, развивать своё благосостояние, быть бережливым ко всем природным ресурсам; медь — символ Триглава — учит быть в «серёдке» мира душевного, сердечно относиться ко всему и во всем видеть урок Богов; серебро — металл Мары, Звентаны, Макоши и просто женский, учит вовремя очищаться и на интуицию-чуянье полагаться, страхов не пугаться, как вода течь, в мире купаться. Золото — также металл Дажьбога и отца Рода, княжеский да боярский, строгий учитель: коль князем в уме не пребудешь — вовсе с ним совесть забудешь.
Читай также: 👉 Заговор на зеркальце.
2) зеркала считались сугубо индивидуальным предметом, а также символом роскоши и магических умений, поэтому носились у пояса или хранились в специальных шкатулках;
3) также нередко они украшались драгоценными камнями, связанными с женской красотой и здоровьем: жемчугом, бирюзой, сердоликом, гранатом, малахитом, нефритом, перламутром, кораллом, родонитом, лазуритом;
Подробнее о том, как применяли камни, ты узнаешь из книги👇
4) а также вставлялись в деревянные и берестяные рамы и украшались росписью и резьбой, причем несколько веков с большой точностью копируя древние чеканные рисунки с металлических зеркал (об этих рисунках и пойдёт речь далее) (археологические находки после 3-4 в.от р.х.).
5) гребни у древних народов встречались из: бронзы, меди, кости мамонта, рогов лосей и коров, нефрита, жадеита, бука, дуба, березы, липы, яблони, оливки, сандала, боярышника.
Подсказка: бронза для гребня — для жен купцов и бояр, чтоб от мужа в духовном росте не отставала; медь — для крепкого здоровья и гармоничного развития и в Теле, и в Душе, и Духе; кость мамонта — для связи с предками; рога лося или коровы — чтоб не артачилась и трудолюбива была, смирно за мужем шла; нефрита — для тишины и умении промолчать; жадеит — вовремя и в меру сказать; бука — обучаемости и мере твердости и сгибаемости; дуба — для мужчин и сыновей; береза — для женского здоровья и детей; липа — лепоты и милованья; яблоня — для скорого замужества, семейного счастья и плодородия (оливка для того ж); боярышник да сандал — дабы милый был гож, да чтоб жена цвела и благоухала, а не шипы отращивала да брюзжала.
Читай также: 👉 Использование деревьев и растений для создания оберегов и талисманов.
6) на гребни также наносились узоры резьбой и красками.
Далее мы разберем с вами примеры исторических орнаментов разных славянских народов, наносимых на зеркала и гребни — надеюсь, вам пригодиться, и с помощью их вы создадите себе (или своей девушке или жене — если эта статья заинтересует мужчин) уникальный магический инструмент.
Орнаменты исторических зеркал (наносились чаще на тыльную сторону, но иногда и на раму, если было в оправе).
Орнаменты для зеркал
Орнамент 1 «Спираль» (встречается и на гребнях).
Символ Мыслей самого Рода, концентрированной силой Вселенной, гармонизатор пространства мира и души отдельного человека.
Орнамент 2 «Переплут» (встречается и на гребнях).
Покровитель посевов, дорог и путей, 4х зародов: зарода Земли (ч.-л. зародить на ней: дом, сад и т.д.), зарода Живота (ребенок), зарода Сердца (влюбленности и любви), зарода Чела (идеи, мысли).
Нанося данный рисунок, вы призываете внимание этого Бога на данные сферы жизни.
Орнамент 3 «Радуга с ростком-криной».
Радуга для славян не просто символ счастья и благоденствия, но также дороги до мира Богов, по которой сможет пройти только храбрый сердцем и чистый совестью.
Крина — не просто росток, а будущее Мировое древо и Древо Рода — начало всему, что загадал и о чем помечтал с открытым сердцем и без эгоизма.
Орнамент 4 «Радуга с дождём» (встречается и на гребнях в виде орнамента, а также сам гребень по форме несет это значение).
Тройная радуга символ того, что все наши движения жизни происходят благодаря силе богов, предков, соратников и сородичей.
Под ней три неба, с которых льётся дождь — символ благословения Навью, Явью и Правью, очищающих событий, что они посылают и наполнения благодатью, после их проживания.
Орнамент 5 «Двуглавая ладья» (встречается и на гребнях в виде орнамента, а также сам гребень по форме часто делался в виде ладьи с двумя лошадиными, оленьими и совиными головами).
Символ союзного, совместного движения семейной пары, ради совместного роста и взращивания Родового древа, что вырастит таким, насколько будут трудиться оба (на спине ладьи).
И для этого супруги должны уметь принимать помощь Бога (звезда), предков (деревца с завитушками) и ныне живущих соратников и сородичей (деревца с верхушкой-грабельками).
Орнамент 6 «Звезда любви» (ладинец).
Знаки Солнца, Земли и «любарики» образуют совместно орнамент-ладинец, несущий пожелание открыть свою землю (тела, души, мира жизни) навстречу миру и принять его с любовью, с какой стороны и какие бы события и люди не пришли бы.
Орнамент 7 (зеркало на ручке нач.18 в).
Две лилии — символ чистоты телесной и душевной, соединяющихся в один род по любви (символ «Агуни» под ними) в бесконечном развитии (двойная петля) и росте («ярый спорыш»), дабы быть достойным силы предков (чаша в виде купола в основании).
Орнамент 8 «Заря».
Символ Богини Агидель (она же Заря-Зореница) – наносится как знак храбрости и мудрости, умения учиться на собственном и чужом прошлом, а также красоты душевной, которой любуется каждый.
Орнамент 9 «Древо с тремя солнцами».
Символ того, что наша красота — это результат гармоничных отношений с Богом (центральное солнце), который проявляет себя через соратников и сородичей.
Орнамент 10 (ладинец).
Знаки «Заполненной земли», «Агуни», «Диагонального креста», «Вселенной» образуют программу-пожелание: «Будь плодородной землёй, развивайся, люби всю Вселенную, и она ответит тебе тем же».
Орнамент 11 (ладинец).
Знаки «Заполненной земли», «Крады», «Щады-щедроты» символизируют: «Осознавай, чем ты заполнен, очищайся от ненужного, будь щедрым в проявлениях души и тела и мир тебе откроется».
Орнамент 12 (бронзовое зеркало 3 в до р.х.).
Свастика, вывернутая внутрь и состоящая из листьев-завитков, заключена в круг, имеющий «ножки-рожки» из спиральных завитков, символизирует погружение в свой внутренний мир, работу над ним, развитие, что в итоге даст и движение внешнего мира.
Орнамент 13 Различные варианты знаков Воды с металлических зеркал Бронзового века (встречается и на гребнях в виде орнамента).
Вода для наших предков символизировала не только источник жизни, но также информацию, течение жизни, гибкость характера, изменчивость, умение обтекать или подтачивать непреодолимые препятствия (а не брать в лоб) — в общем, истинно женские качества.
Орнамент 14 (квадратное зеркало на ручке в серебряной оправе, украшенное бирюзой, найденное на территории легендарной Руксолани, датируется 10-12в от р.х.).
Цветущее Мировое древо с 4хлепестковыми цветами (символ 4х зародов), под ветвями которого стоит олень в состоянии гона и оленуха — пожелание встретить своего суженого и соединиться в стремлении продолжить цветение родового древа.
Орнамент 15 «Павлин или фазан» (квадратное медное зеркало 6-7 в от р.х.).
Павлин, фазан, а также бусл (аист) для многих древних народов — символ семейного счастья, покровительства Богинь-Рожаниц, а значит здоровья и красоты.
Орнамент 16 (золотое зеркало 5-8 в. до р.х.).
«Триглав» вывернут внутрь и состоит из растительных завитков (движение по часовой стрелке), но расположен также и на внешней стороне круга (движение против часовой стрелки) — работай над телом, душой и духом, поспешая за Солнцем, тогда и жизнь внешняя поспешит, а время повернет вспять (омоложение).
Орнамент 17 (встречается от Греции до Скандинавии).
В центре — символ Солнца очищающегося, второй круг — знаки «Твёрд» и «Треба», третий — «Рубежич», а всё вместе: «Очисть от мерзости жизнь свою, будь твёрд духом и не делай жертву из себя, защищай рубежи мира своего».
Орнамент 18 «Семаргл с узлами» (от бронзовых зеркал до в берестяной оправе).
Семаргл явный – крылатый пёс или волк, обретший крылья за помощь Всевышним Богам Перуну и Даждьбогу в борьбе с навьими тёмными силами и за защиту людей перед гневом Богов. Считался хранителем путей и дорог, хранителем всякого семени. Изображался на обуви, оберегах, чтобы лёгким был путь, на предметах, хранящих спорынью и семя.
А под семенем или Зародом у славян понималось несколько понятий:
— Зарод Земли – семя плодов, древ, трав в ней хранящиеся – залог будущего урожая, если труд приложишь;
— Зарод Живота – семя человеческое в чреве женщины – залог будущей жизни, если с любовью вложено и взращено;
— Зарод Сердца – любовь – то, что в движение всё приводит;
— Зарод Чела – мысль мудрая, что если со смекалкой, то из идеи в дело, животворящее превратится, что Землю оживит, человека накормит, любовь зародит да укрепит.
Он же Переплут – так называли Семаргла те, кто выделял только его качества хранителя Зарода Земли и Зарода Чела, а также качества путешественника – земледельцы, садоводы, бортники, мастера-ремесленники и художники.
Именно этим людям покровительствовал он в данном образе, чтоб всё, что они делают, зарождало Жизнь и Красоту на Земле. Изображен традиционно в растительном орнаменте с узлами Бога Хорса, Рода, Древа жизни.
Орнаменты 19 Разные варианты соединения «Любарика» и «Ростка-Крины».
Сверху-вниз и слева-направо.
- знаки соединены в купу с макушкой со знаком «Чрева» — пожелание в союзе зародить нечто новое;
- соединение цветков фасоли в знак Земли, поделённой на пространства познания — плодородия всем в роду твоём и земле твоей;
- в триглаве — гармоничного развития во всем с супругом;
- знаки соединены в купу-любарик — найди спутника по любви;
- знаки соединены в две купы-любарики, слитые в ладью духа и увенчанные макоглавыми цветами — миры людей, соединяясь по любви в совместном движении, дают рост всему древу рода.
Орнамент 20 Древнерусский орнамент титулярный (книжный).
1,3,4,6,10-13 — очень часто на зеркалах в берестяной и деревянной оплётке встречались изображения диковинных хищных и певчих птиц и зверей, взятых из книжного титула.
Они символизировали защиту, состояние боярства (владение своей силой яри). Если звери и птицы были сплетены узлами, то это символ союзности и гармоничного развития в супружестве.
Орнамент 21 «Берегини» (с серебряного зеркала, булгарское захоронение в жигулевских горах).
Центром орнамента является знак «Семешь-Звезды», по вертикальному кресту расположены четыре Богини в женском состоянии (о чем говорит рогатый головной убор замужней женщины), а по диагональному кресту четыре Берегини-девы с распущенными волосами.
Все вместе символизирует гармоничное сочетание женских образов: 4 состояния по стихиям в образе Берегини и 4 в образе жены и женщины.
Орнаменты 22 с пазырыкских курганов.
Все эти орнаменты у хакасов, скифов и булгар встречались и на чехлах на зеркалах и на костяных вкладках для чехла расчёсок, а также на колчанах для стрел и оружии.
Основные элементы орнамента турьи и оленьи рога, которые при соединении образуют или Мировое Древо, или Лоно Богини.
Тур и олень для этих народов — священное животное Солнца, символ богатства, удачи, избранности Богами, покровительство их и предков, а их важенки (самки) — символ плодовитости, материнства, Перво-Богини.
Орнамент 23 Арийское бронзовое зеркало (3-5 вв. до р.х.).
В центре четырехлучевой свастичной звезды расположена монада (готовая к оплодотворению яйцеклетка), вокруг 4 движущейся капли-сперматозоида — движение звезды и капель разнонаправлено, вокруг кольцо из двух сплетённых цепочек, напоминающих ДНК.
Все вместе: «Звезда мира и жизни рождается из слияния противоположностей, из чего рождается бесконечное разнообразие жизни».
Орнамент 24 Кельтское наследие (бронзовое прямоугольное зеркало 6-7 вв. от р.х.).
Мировое Древо в вазоне (символ предков) с фазанами, поедающие виноград и их самками (нижние птицы), держащие в клюве трилистники с трехконечной свастикой. Также дерево вместо листьев содержит булавовидные отростки — символы мужской плодовитости.
В целом орнамент содержит пожелание жить гармонично со своей парой, продолжая род многими чадами, а также следовать общим законам природы и Мироздания.
Орнамент 25 Кельтское наследие.
Зеркало в дубовой раме с кельтским орнаментом: заплетенные в узлы Бога Сварога буслы (аисты) и совмещенные узлы «Триглав», «Ладья», «Чаша благодати».
Все вместе является пожеланием благодати, многочадия, гармоничного существования в семье.
Орнамент 26 Китай, династия Мин.
И не только в Китае на зеркалах древности часто изображали календарь (темный обод), знаки воды как общего течения времени и обновления (внешний круг с иероглифами), Богами-покровителями (разные драконы из 3го круга) и центральной мандалой-сердцем.
Все эти рисунки символизировали контакт и поклонение высшему миру и готовность меняться вместе с ним.
Орнамент 27 Круглое зеркало на подставке в бронзовой оправе с эмалью 18 в.
Сложный орнамент-ладинец состоит из расположенных на 4 стороны по вертикальному кресту мировых деревьев с макушками из центра (в итоге в центре «четырехлепестковый зарод» и «Земля-храм»), а также по правой диагонали из орнамента 7, верхушками внутрь, а левая диагональ из сплетенных туловищами и шеями двух птиц.
Всё вместе читается: «Ты, развивая 4 зарода, помни: через твое развитие весь род твой растёт. Как сам растёшь, такого и партнёра найдёшь, так и ваша судьба сплетётся».
Орнамент 28 Скифы, алтайцы, якуты, казахи (встречается и на гребнях).
Две крины, расположенные на боку и совмещенные корнями, образуют рисунок чрева Великой Матери — обращение к Богине Пизе с просьбой о покровительстве, партнёре, красоте и здоровье.
Орнамент 29 Рамочный лицевой орнамент зеркала, посеребрение, 18 в., Эрмитаж.
Угловая часть — знак «Колеса Рода», наложенный на знак «Дом», завёрнуто в «петлю Рода» (так получается знак «Птица клевучая»), по сторонам знаки ветров.
В целом: «Род мой, защити дом и сородичей от гнева твоего, дай понять испытания, что ты нам посылаешь».
Орнамент 30 Рамочный лицевой орнамент зеркала, посеребрение, 18 в., Эрмитаж.
Углы зеркала украшают знаки ветров — символ не только стихии, но и времени, мыслей своих и божественных — упорядочивание и соединение одних с другими.
Орнамент 31 Русский азбучный орнамент.
Нижний левый рисунок — в растительном узловом стиле нарисован знак «Ярого спорыша» («чтоб всё было»). Верхний центральный — узел Сварога + Мировое древо = «Твори мир свой и древо рода своего, как и Боги творили». Нижний правый — знак «Ярого спорыша» + «Петля Рода» = «Да прорастет все по воле его».
Орнамент 32 Скифское наследие.
На данном золотом зеркале чередуются рапорты орнамента со свободно парящими грифонами и грифонами, пленёнными людьми, что, если опираться на скифскую и арийскую мифологию, символизирует: с эго можно высоко взлететь, но больше чести самому его победить иль с помощью зеркал-соратников.
Узоры на гребне. Исторические орнаменты
Также сам гребень, благодаря своей острой форме имел для наших предков обережное значение, ибо напоминал, с одной стороны, волчьи зубы, а, с другой, борону — инструмент земледелия.
Для тех, кто хочет узнать больше об обережье, рекомендуем марафон «Обережье на каждый день»👇
Вот и считали наши прабабки гребень волшебной вещью: можно от нечисти защититься, а можно «что хочешь» сотворить.
А еще узор гребня иногда заключался в самой его форме:
- делали их в виде ладьи (символ совместного движения) с двумя головами оленух (символ важности и высокого социального положения),
- лосих (покровительство Рожаниц),
- коней (покровительство солнечных Богов и пожелание хорошего пути),
- уток или лебедей (символ ночного движения Солнца, магии ночи и внутренних душевных изменений).
Узоры на гребне
Орнамент 1 «Крылатая Берегиня».
В данном случае крылатая Берегиня основана на знаке Макоши, и ее крылья образуют руны «Свет» и «Свати» — символы очищения и наполнения.
Таким образом, данный усложненный вариант знака символизирует исполнение женского предназначения за счёт управления своей судьбой через очищение и наполнение.
Орнамент 2
Орнамент из вьющейся ветки с мелкими цветами и центральным разлапистым листом встречается не только на римских, византийских и прочих базиликах и бордюрах женских опочивален и гаремов, но и на гребнях и чехлах для них, причем так же по всему миру.
Причина этому проста: центральная разлапистая ветвь или раскрывшийся цветок — символ женственности и матки, вьющиеся стебли — гибкость мышления, изменчивость и фаллопиевы трубы, шишки типа хмеля — созревание и женская сила, а также яичники, а мелкие цветы — будущие дела и дети.
Орнамент 3 «Корни».
По русской мифологии волосы человека и звериные шкуры произошли от волос Земли — травы и корней растений. Кроме того, и те и другие призваны связывать нас с миром предков и накапливать информацию того света.
Поэтому так часто на гребнях, щетках и чехлах для них, мешочках для хранения волос изображались знаки корней, расходящиеся от центра в разные стороны.
Центральной частью, от которой происходило разветвление, могли быть: крина, «любарик», «ярый спорыш» (как в данном случае), Мировое Древо, знаки Земли.
Орнамент 4 «Павы».
Павы — мифические птицы, в некоторых сказках предстают нам лебедями, в некоторых — жар-птицами, где-то — с огненным опереньем. Символизируют невообразимо прекрасную и загадочную женскую душу и человеческое счастье.
Орнамент 5 «Священное Древо» (Алтай, Северный Урал).
Прекрасный пример совмещения знаков и рун: руна «Аз» (человек) наложена на знак «Чур» (Бог, предок), что совместно образует еще и знаки «Уд», и «Колос». Совместно все: «Человек создан Богом для усмирения своего тела в труде».
Орнамент 6 «Хляби».
Для наших предков дождь — это символ благодати и знания, идущего от Богов. А также они верили, что во время дождя Берегини и богини Лада и Макошь полощут свои волосы в небесных струях.
Поэтому, если девушка хочет быть с красивой косой и счастливой судьбой, то должна собирать по великим праздникам дождевую воду и чесать ей и омывать волосы, расчесываясь деревянным гребнем с дождевым символом.
Что ж, милые девушки и женщины, украшайте свои зеркальца и гребни заветными узорами, реките словеса особые, да красотою наполняйтесь, еще больше во славу рода земного и небесного расцветайте.
А вам, молодцы и мужи, подсказка: коль подарили девушке гребешок заговоренный да зеркальце с узорами, а краше и милей она не стала — не ваша краса — другую ищите.
П.С. Как освоить женские магические инструменты, рекомендуем изучить семинар «Магия женщины»👇