Родолад, Узорочье
РА, ОКА, КАМА
Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: “Я живу, только сердце устало жить… Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою – той, что Явь и Навь разделяет”.
И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении – Белой Воложкой, в нижнем – Доном (в древности Волга и Дон сходились близ Волго-Донского канала).
Ока и Кама
На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын – бог любви Кама. Черный Ворон украл Каму и понес его над морем, а потом сбросил с высоты.
Бога Каму проглотил кит, но Кама попросил помощи у Всевышнего и был услышан. Всевышний повелел, и кит изверг бога Каму на Землю. И Кама пошел в Ирий. Там его приветствовали все боги.
Лук и стремы дал ему Крышень,
привела коня ему Рада,
я Сварог дал Каме колечко.
Лада-матушка – розу алую.
Если Кама выстрелит в сердце –
вспыхнет сердце любовной страстью.
Коль наденет кольцо на палец –
значит, вскоре сыграют свадьбу.
Коль подарит он розу алую –
будет вечно цвести любовь!
“Книга Коляды”, Х в.
Как-то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу.
На свадьбе Кама и Ока заспорили – чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать Друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою.
Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и умерли от любви. Из их сердец потекли потоки крови и стали реками Камой и Окой.
КРЫШНИЙ И РАДА
Рада – дочь Владычицы Моря и бога Солнца Ра жила на Солнечном Острове. К ней сватался Тритон, сын Морского царя, но Рада не хотела выходить за него замуж. Рак-отшельник посоветовал ей, как отвадить ухажера. Он дал ей траву-отсушку, кою Тритон не переносил и потому убрался восвояси.
Рада была столь прекрасна, что стали поговаривать, будто она пригожее самого ясна Солнышка. Узнав об этом, бог Солнца Ра устроил состязание со своей дочерью – кто сияет ярче? И после состязания все порешили, что на-небе ярче сияет Солнце, а на Земле – Рада.
О красоте Рады узнал и Крышень, он снарядил летучий корабль и полетел на остров Солнца Ра. Прилетев, он явился к богу Солнца Ра и стал просить отдать ему в жены прекрасную Раду. Бог Ра ответил, что прежде Крышень должен пройти три испытания}.
Первое испытание – Крышень должен был показать богатырский скок: долететь верхом на коне до Рады, когда она будет сидеть в высокой башне, доходящей до неба. Долетев до окошка, нужно было снять у Рады с пальца кольцо и поцеловать ее в алые губы. Легко справился с этим испытанием Крышень, ибо до самого неба взлетел крылатый Белогривый конь.
Чтобы пройти второе испытание, Крышень должен был за один день укротить Златорогого Тура, запрячь его в плуг, вспахать поле, засеять рожь, вырастить и собрать урожай, сварить пиво и угостить тем пивом гостей. Но Крышень легко справился и с этим испытанием.
Потом бог Ра испытал Крышня в третий раз. Крышень должен был найти ключ, потерянный Радой в чистом поле. Только этим ключом можно было открыть замок, который запирал косу Рады. Только открыв замок, можно было расплети косу. (Расплетение косы означало выход замуж).
И Крышень нашел этот ключ, оказавшийся первоцветом (ключ-цветок).
И вскоре Крышень с Радой сыграли свадьбу, приняли золотые венцы.
Из цветов первоцвета сплетен венок
На головушке милой Рады,
А на Крышне – венок из лилий.
Выходили Рада и Крышень
На морской крутой бережок,
Озаряли все поднебесье,
Словно Радуга вместе с Солнцем}.
“Книга Коляды”, Х в.
Крышня и Коляду отождествляет “Книга Велеса”. Крышню и Коляде посвящали месяцы Просинец (январь) и Кресень (июнь). Кресень – это один из способов произнесения имени Крышня. Имя связано также со словом “крес” – солнцеворот и со словом “крест”.
В некоторых селах Украины до недавнего времени поминали Коляду – Млада Крышня. Южнорусские обычаи, колядования Младу Крышню приводит Ю.П. Миролюбов.
Других источников нет, ибо южнорусский фольклор в отличие от северного мало исследован. Но подлинность записей Миролюбова подтверждается и современным бытованием этих обрядов, и тем, что в более южных землях у болгар-помакав сохранились предания о Коляде, сходные с индийскими преданиями о Кришне.
Так, в книге “Славяно-русский фольклор” (Мюнхен, 1984) Юрий Петрович рассказывает, что 22 декабря в полночь в снегах расцветает Жар-Цвет (Папорть-Цвет), и в нем лежит Крышний “меньше макового зерна”.
Но с этого дня Крышний начинает расти. И в ночь Купалы Жар- Цвет расцветает, Крышний становится большим. А после Цвет увядает и Крышний вместе со светом уменьшается.
В другом своем труде “Ригведа и язычество” (Мюнхен 1981) ЮЛ. Миролюбов рассказывал, что на юге Руси помнили о белых кудесниках, которые ходили в белых свитках, подпоясанные красным поясом, в руках у них всегда был вишневый посох (вишня – древо Вышня и Крышня): “У некоторых, особо сильных, он заканчивался серебряной или медной булавой (шариком).
Это было их единственное добро, потому кроме этого и кроме маленькой серебряной фигурки, изображающей Малого Крышнего… у них ничего не было. В келье у такого кудесника висели пучки трав от разных болезней и сухие цветы к Колядину Дню, в которые они клали фигурку Крышнего, символизирующего собой Рождающийся Свет”.
На Коляду возвещали Рождение Крышнего, он же Свет Прибывающий, Возрождение Дня, Поворот к Лету, Обещание Весны… Рождение Крышнего, маленькой серебряной фигурки в сене, которую старший в роде искал и, найдя, с торжеством показывал в полночь 22-го декабря… В эту ночь выводили скотину из хлевов, чтобы показать Звезду Велеса, ведущую времена к лету.
При восстановлении песен о Крышне в “Книге Коляды” отделялись древнейшие сюжеты, связанные с Крышнем, от сюжетов песен о Коляде и от сходных сюжетов песен о Велесе-Рампе (Воплощения Всевышнего).
Основной источник текстов о Крышне-Коляде: “Веда славянъ. Обрядныя песни языческие времени, сохранившееся устнымъ преданиемъ у македонскихъ, и фракийскихъ Болгаръ-Помакав” (СП6., 1881).
Также источником следует считать южнославянские песни о Раде. Она же индийская Радха, возлюбленная Кришны (и даже Рукмуни), греческая нимфа острова Родос – Рода, возлюбленная Гелиоса (См.: “Песни южных славян” (М., 1976)).
Предания о Раде, Радхе и Роде топологически сходны, во всех традициях Рада – дочь Владычицы Моря, к ней сватается Морской Змей (Тритон), но она его отваживает с помощью Рака, потом к ней сватается Младой Юнак, или Вылко (он же Крышень-Велес).
Замечу, только славянская традиция дает не прозаический пересказ древнего мифа (как индийская или греческая), а сами древние песни.
Также славянские колядки, щедровки, виноградья. См. сборники А.А. Потебни, П.В. Шейна, П. Безсонова, Е. Р. Романова и т.д. Особенно выделяю сборник “Песенный фольклор Мезени” (Л., 1967. С. 232-234). “Хороводные игровые песни Сибири” (Новосиб., 1985, С. 11, 35, 39, 42, 47, 61).
Из саамского эпоса взят сюжет о борьбе Крышня (Хозяин Ледяного острова Сэр-я-Тэта) с Черным идолом. см. кн. “Ненецкий эпос”, Л., 1990. Сравни с былиной “Илья Муромец и Идолище”.
Среди индийских текстов выделяю – 10-ю Песнь “Шримад Бхагаватам”, см. книгу Свами Праб- хупады “Источник вечного наслаждения”. Также 3-ю Песнь “Шримад Бхагаватам”, гл. 2-4. Среди греческих текстов о Гелиосе и Роде: Пиндар, “Олимпийские оды” (VII, 54). Среди кавказских преданий – песни и сказы о Сыне Камня Сасрыкаве-Сосурко-Сослане.
СВЯТОГОР И ПЛЕНКА
Святогор был рожден Родом в начале времен, дабы охранять путь в Новь ко столбу, который поддерживает небесный свод.
От Макоши он узнал, что ему суждено жениться на чудовище, которое живет за морем. Опечалившись от такой вести, Святогор отправился к далеким островам.
На одном острове он нашел обезлюдевший бедный городок с обветшавшими домиками. А на развалинах городского замка он увидел Змею – свою суженую. Ужаснувшись, Святогор ударил ее волшебным мечом, а потом, дабы замолить свершенное, оставил на алтаре полуразрушенного храма золотой алтын.
От удара волшебного меча Змея превратилась в прекрасную царицу Пленку. Прежде Пленку заколдовал Черноморский Змей, когда она отказалась выйти за него замуж.
Волшебный алтын Святогора, пущенный Пленкою в оборот, принес городу неисчислимые богатства. Город вновь стал многолюдным, в нем были построены прекрасные дворцы и храмы.
Пленка снарядила караван кораблей, нагруженных золотом и драгоценными камнями, и отправилась торговать за море к Царьграду, где правил Святогор. В Царьграде она встретила Святогора, и они поженились. У Святогора и Пленки родилось много дочерей Пленкинь. Так исполнилось предсказание Макоши.
*Истоком мифа о Святогоре и Пленке из “Звездной книге Коляды” послужили русские былины и сказки о Святогоре, греческие легенды об Атланте и Плейоне. Наиболее полное обоснование связи Атланта и Святогора дано мной в статьях в журнале “Наука и религия” (1991, № 9- 12,1994, № 9).
Существует только одно свидетельство о родителе Святогора. В одной былине он назван – слепым, то есть отождествлен с Вием. Так Святогора спутали с Горынычами (Горькими), сынами Вия. Однако Святогор, в отличие от Горынь, принадлежит к старшему поколению богов (как греческий Атлант, хеттский Улликуми).
Это значит, он старше Перуна, ровесник Сварога – он сын Рода (в “Книге Велеса” он Святовит). Горыни были рождены Вием в подражание Роду.
КОЛЯДА И РАДУНИЦА
Как Крышень много тысяч лет назад встретил дочь Солнца Ра – Раду, так и Коляда встретил дочь Хорса, внучку Ра – Радуницу Хорсовну.
– Радуница, сладкая дева! – воскликнул Коляда. – Ты пригожей Красного Солнца, и светлее ясного Месяца!
Радунице Коляда тоже приглянулся. И она сказала ему, что Хорс отдаст ее замуж за того, кто выиграет состязание: кто первым обскачет вокруг моря, тот и получит в жены его дочь Радуницу.
Коляда решил участвовать в состязании, ибо быстрее его Златогривого коня не было никого в целом свете. Узнал о скачках и Кощей, и тоже явился из Темного царства. Как поднялось Красное Солнце, всадники поскакали вдоль берега моря. Но как ни погонял Кощей своего коня, Коляда был впереди.
– Ай же ты, младой Коляда! – крикнул Кощей. – Что же ты коня не жалеешь – он такой не выдержит скачки!
Коляда осадил коня – и Кощей вырвался вперед, но затем вновь Златогривый обогнал его. И вновь Кощей крикнул Коляде, чтобы он дал передохнуть коню.
– Ты, Кощей, меня не обманешь! – ответил Коляда. – Конь мой скачет и гривой машет! Может мой Златогривый конь всю Вселенную обскакать!
Так Коляда прискакал первым.
-Мудрено ли конями мериться? – возмутился Кощей. – Лучше мы померяем силушку! Кто кого в борьбе пересилит, тот и замуж возьмет девицу!
Стали биться они на мечах, обломались у них клинки. – Пусть рассудит нас Радуница, – предложил Кащей, – пусть она обломок клинка даст тому, кто более ей люб.
И Радуница дала обломок клинка Коляде, и вскоре они сыграли свадьбу. А потом отправились в Ирий к Хорсу и Заре – Заренице. Через высокие горы Коляду и Радуницу перенесла на своих крыльях птица Гамаюн.
И родился у Коляды и Радуницы сын – бог Радогост.
Славим Отче Рода! Мы его породы!
Боги и Богини, наши Берегини.
Меч в руке сжимают – Русь обороняют –
Православный край, Русский обычай!
Ведаю я Бога- Вышнего Сварога!
Лада Богоматерь, Родушка Податель!
В Нави, Яви, Прави – Путь нашей державе.
Это деды знали, нам пересказали.
Верую, что Боги нас ведут в дороги, –
Будем Православными, смелыми и славными.
Русь идет по Слави, в нас есть сила Прави,
Мудры мы и сильны, да поля обильны.
Все роды едины – Славные Русины,
Мы славян скликаем, во рядах сзываем.
Правда еси с нами – Божьими сынами,
Испокон то знаем, Правь мы прославляем!