Любомудрие
Мифы о Майи Златогорке — чему они учат женщин
Сегодня к славянской мифологии повышенный интерес: отыскиваются забытые источники, пишутся новые работы. Так, например, Майя Златогорка, или Златогорка описана у А.А. Тюняева в труде «Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки» (2011).
Труд этот одобрен научным советом «История мировой культуры». Рыбаков Б.А. также в своих докладах, статьях и книге о славянском этносе упоминал о династии Даждьбога и Сварога.
Майя Златогорка
Майя Златогорка – золотоволосая, сильная и красивая дочь великана, богатыря-титана Святогора и Пленки (Плеяны). Она была первой женою Даждьбогу и родила ему сыновей.
Однако некоторые староверы говорят, что поскольку Майя Златогорка относится к четвёртому поколению древнерусских богов, то Бог первого поколения (Даждьбог) никак не может быть ее супругом, а им называют Тарха — потомка ветки Даждьбога или Купалу (сына русалки Роси и Семаргла) — также солнечных богов четвёртого поколения. Считают, что Злата Майя рождена из луча яркой звезды Астары, поэтому её священный цветок — астра.
Образ Майи Златогорки сохранился во многих мифах, но они полны противоречия. Некоторые считают, что Злата Майя – это владетельница неудержимой божественной силы, которой она наделяет людей, одаренных тягой к мудрости.
Кому-то она представляется всего лишь рубежом на стыке между летом и осенью. А кто-то принимает Майю за выдающуюся златовласую женщину, реально проживавшую когда-то на Земле, достигшую великих высот в духовном развитии, дошедшую до уровня Богини.
А некоторые называют Майю Богиней только лишь потому, что она стала супругой Бога – Даждьбога.
Читай также: 👉 Образ берегини в мифах и сказках.
Миф о Дажьбоге и Златогорке
Некоторые мифы повествуют историю о их замужестве.
…Как-то летел Дажьбог ясным Соколом в поднебесье и увидел, что в чистом поле едет поляница-наездница, а сама-то спит крепко-накрепко. Шлем её в облака упирается, златы косы – огнём разливаются. Дажьбог слетел на землю, обернулся витязем и, недолго думая, ударил палицей Златогорку. Но та даже не заметила этого.
Удивился Дажьбог, подъехал ещё раз, вновь ударил. Потом и в третий раз ударил – изо всей силы! Тут она проснулась, подняла Дажьбога вместе с конём и положила их в ларчик, а ларчик заперла ключиком и засунула в карман.
И чуть не забыла о приобретении. А как вспомнила – вынула Дажьбога из ларца и потребовала:
– Ты возьми-ка меня в замужество. Будешь жить тогда ты по-прежнему. Коль откажешься – знать, тебе не жить. На ладонь положу, а другой прижму – только мокренько между ладошками станет!
Делать нечего, Дажьбог признался Майе Златогорке, что она давно ему люба, и он согласен принять золотой венец…
Как-то Дажьбог и Златогорка ехали по Святым горам и вдруг наехали в поле на большой каменный гроб. Майя Златогорка захотела его примерить, залезла в гробницу и закрылась. А потом не смогла выйти, ибо был заколдован тот гроб чёрными силами.
Дажьбог хотел разбить его мечом Кладенцом, но после каждого удара гроб охватывал железный обруч. Тогда Дажьбог отправился к Вию, дабы просить волшебное кольцо, которое может снять заклятие. Вий дал кольцо, и Дажьбог расколдовал Майю. Но жизнь Майе была возвращена только на время, пока она не родит Коляду и Авсеня (Овсеня).
* напоминаю, что в некоторых родах вся эта история происходит с Богом Тархом Дажьбожичем или Купалою.
День Майи Златогорки. Почитание Златогорки на Руси
21 августа славяне отмечают Успенье Майи Златогорки. Этот день связан с первой «смертью» (сном) Богини, после того как она примерила встретившийся заколдованный гроб.
История с ним для наших предков символизировала необходимый этап преображения, который должна пройти любая девушка, чтоб стать женой, женщиной и матерью: смирить силу, гордыню, свою — отдать её мужчине (в чём-то по-своему «сковать» себя), научиться трансформировать её внутри так, чтоб она передавалась мужу и детям — без этого путь женской доли невозможен.
Именно поэтому в этот день во многих родах девушки и женщины бьют земные поклоны перед мужчинами, одаривают их подарками в виде плёток (нагаек), а те, символически, ударяют ими по спинам, приговаривая: «Не телеса бью, а дурь каменну, норов железный».
2 сентября (в южных регионах празднуется с 22 по 30.09) – Праздник Златогорки или День Златогорки. В этот день берут сноп из колосьев и надевают на него женский сарафан. Сноп символизирует саму Богиню.
Его наряжают еще и платками разноцветными, а затем несут к чурам, к обрядовому костру. Пелись хвалебные песни в ее честь, затем устраивались пир и игрища. А мужчины одаривали женщин платками и бусами, благодаря за плодородие и подаренную при замужестве силу.
Да и отражением погибели златоволосой красавицы Майи в земном нашем мире является эта ежегодная уборка урожая — сбор золота хлебных полей. Колосья — это волосы красавицы Майи. А каменному гробу, тому, в котором упокоена богиня, соответствует обычный амбар или просто сундук, в котором хранится зерно.
А в Чехии и Болгарии до сих пор последний связанный на поле сноп именуют Золотой Бабой в память о древней Богине.
21.09 — рождение Овсеня (Авсеня), чьей матерью была Майя Златогорка. Причём рождает она его, по некоторым мифам, находясь в каменном гробу, а в некоторых, спустившись в царство Нави, царство Кощеево.
Авсень — брата Коляды, предвестник его, покровитель коней, полных закромов, мостившего санные пути и ледяные дороги на реках. Мужчины с этого дня отправлялись в артель на заработки, начинались до распутицы осенние ярмарки, готовились дети в ученичество.
В этот день почитали коней, украшали их, разукрашивали и покупали повозки и сани, делали обереги коням и тем, кто отправлялся в дорогу. Бабушки с внуками делали соломенных коников, которые подкладывали в телегу и сани старшим братьям и отцам, как оберег.
Читай по теме: 👉 Женские праздники в славянском календаре.
А матери, обращались к Злат Майе с благословением и просьбой оберечь сыновей и мужей, отправляющихся в дорогу, на обучение, заработки — в этот день такие молитовки считались особо сильными.
Славяне любили Злату Майю, почитали ее и обращались к ней за материнским советом. Чаяли, чтоб она посетила пшеничные поля, чтобы «золотом» и в свое время налились колосья. Жену, умеющую смирять силу, в том числе словесную, называли «золотым венцом одарённой» или, кратко, «золотцем». Вот откуда пошла поговорка: «молчание — золото!»
Даже сегодня можно встретить отголоски почитания Богини: в Екатеринбурге питьевую воду, добытую из известного источника, называют «Вода Златогорка».
Топонимические данные о Майе Златогорке
Исследователи славянской мифологии полагают, что именно культу Майи Златогорки были посвящены названия сёл по всей территории стародавней Руси. Так, в Польше есть с. Маево, и такое же название встречаем в Псковской и Кировской областях России. В России еще есть села в Тульской, Томской, Тверской и Курской областях с однокоренным названием Майково.
Как известно, топонимика – вещь упрямая, служит долго и способна нести следующим поколениям знания о стародавних временах.
Академик Б.А. Рыбаков приводит интересные данные: «Священные горы часто носят наименование «Лысых» (Перуновых) или Девичьих. Например, городище Девичь – гора в Триполье, Девичья гора на реке Нарове (Иванград), поселение Девичьи горы (Лукояновский уезд на реке Чека), село Девичьи горы (Большеболдинский район).
Ритуальные святые горы с названиями Девичьи горы, Девичья гора существуют до сих пор на берегу реки Роси у села Сахновка и на реке Днепре рядом с древним поселением. В Нижегородской области есть древнее село Дивеево. В Сызранском районе на реке Волге – село Новодевичье. Девья гора и Девьи горы».
У Барашкова в словаре находим объяснения некоторым топонимам. Девья гора, она же – Девичья гора и Девичий курган (курганами называли в здешних местах горы и наоборот). Горный массив в Жигулях, у слияния Усы и Волги, называется Молодецкий курган.
Но по описаниям 16 – 17 веков северо-западная часть Жигулей называлась Девичьими горами, затем, Девичьей горой стали называть сначала весь Молодецкий курган, а позже (конец 18 века) лишь часть его – отвесную скалу у подножья. Чуть западнее, в окрестностях села Усолье в Шигонском районе находится утёс, который называется Белый камень.
*Напомним, что в русских сказках и заговорах «белым камнем» называется «бел-горюч камень Алатырь (латырь)».
Алатырь по мифам расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена (Агафена), живущая там же, на острове Буяне, и птица Гагана (Рарог).
Слово «алатырь», по мнению О. Н. Трубачёва, славянского происхождения и родственно слову «янтарь» и «алтарь».
Очевидно, что и сама Самарская Лука – это остров Буян, известный из русских сказок и заговоров, а также по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». В этой сказке царь заточает царицу с ребёнком в бочку и пускает в море — история, аналогичяна сюжету о рождении Коляды, которого в корзинке Майя Златогорка доверяет реке Ра (а так ранее называли Волгу).
На острове Буяне, кроме священного камня Алатыря, растёт мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея. К северу от Самарской Луки есть река Буян (на ней два села Старый Буян и Новый Буян).
Сейчас считается, что река в районе Старого Буяна впадает в другую реку Кондурча, а та – в реку Сок и далее в Волгу, напротив восточной окраины Самарской Луки.
Но в древности последовательность притоков была иной, т.к. даже исторические документы свидетельствуют об изменении течения рек из-за строительства ГЭС выше по течению Волги. Сохранилось название реки Буян, которая и впадала в Волгу напротив одноимённого острова Буян.
В русском языке нарицательное БУЯН раньше использовалось как географический термин, обозначающий: «открытое возвышенное место на ветру; базарную площадь; место на берегу для погрузки и выгрузки товаров».
Именно таким предстаёт данный остров в сказке А.С.Пушкина. А ещё в современной Самаре, которая от современной реки Буян находится в 50-ти километрах, есть улица Буянова и Буяновский переулок. Они расположены как раз близ устья реки Самара, и явно названы не по столь удалённой реке, а по соседнему названию, как если бы таким было название острова (Самарская Лука) – Буян.
Но вернёмся от топонимики к мифологии.
Майя Златогорка
Ещё в мифах Майя была искусной мастерицей, вышивала чистым золотом: «шила первый узор – Солнце красное, а второй узор – светлый Месяц, шила третий узор – то звёзды частые», поэтому с 30.09 (отдание периода почитания Майи) начинались бабьи посиделки, где золотом и серебром по красному, багряному (цвет астр) начинали вышивать желаемое будущее девки и женщины, сотворяя платки и головные уборы.
Так глубокий символизм мифов наших предков прячет в себе не только объяснение обрядовой и календарной деятельности, но и нравственные законы жизни, глубокое понимание природы и космических ритмов, содержит страницы живого учебника Бога.
П.С. Для тех, кто хочет больше узнать об основных праздниках славян, рекомендуем изучить мастер-класс «Праздники солнцестояний и солнцеворотов»👇
Об авторе
-
Аноним
-
Служба поддержки
-
-
Аноним