Первый месяц зимы, продолжается с 21 декабря по 19 января. Посвящен Коляде и Индрику-Зверю. Символ — Лев, бо­рющийся с Единорогом. Смысл символа — борьба Коляды с Индрой.

1 коляденя (21 декабря)

Рождество Крышня-Коляды, Богумира. Зимнее солнцестояние.

С этого числа день начнет увеличиваться, а ночь уменьшаться. В этот день Майя Златогорка родила бога Коляду, подобно тому, как в прошлом своем нисхождении на Землю Злата Майя родила Крышня.

Но лютует Черный бог — Кащей, он остудил сердце Дажьбога и заточил его во льдах. И Майя должна спуститься в царство Смерти, ибо ей лишь на время была возвращена жизнь. Потому Майя отправила Коляду в корзине по водам священной Pa-реки в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.

И вот радость на небе и на земле. В Ирии бог Крышень-Коляда. К нему несут дары волхвы, они идут и славят Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.

Потому во время исполнения колядок в этот день колядовщики, подобно волхвам, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:

Мы ходили, мы искали Коляду святого

На земле и на небе…

А нашли его в светлом Ирии!

Как во первом тереме — Красно Солнышко,

Во втором тереме — часты звездочки,

В третьем тереме — ясная Заря.

«Веда Коляды»

Коляда принимает дары, а затем передает волхвам «Звездную Книгу», или книгу Вед. Рождество Коляды, сына Дажьбога и Майи, было на рубеже эпохи Купалы и Лады, около семи тысяч лет назад.

В день зимнего солнцестояния также вспоминают о рождении Богумира, сына Дажьбога и Марены, произошедшем на рубеже эпохи Лады и Белояра.

В этот же день вспоминают о первом воплощении на земле Крышня-Коляды в XXV тысячелетии до н. э. Рассказывают о том, как Крышень дал тогда людям Огонь и Сурью.

1-9 коляденя (21-29 декабря)

9 врат Коляды. 8-9 коляденя. Дни Тихого Солнца. Свято Коляды. Нисхождение Коляды.

В  честь этого праздника весь месяц назван коляденем.

Дни во всем подобны дням летнего солнцеворота (1-9 кресеня). Перед воплощением-рождением Коляда проплыл девять созвездий, преодолел девять небесных врат.

И начал свое плавание 1 коляденя Вышень-Коляда с солнцеворота из обители Рода (небесное Рождество Коляды), а затем, 2 коляденя, из обители Вышня-Крышня (созвездие Крышня-Водолея).

3 коляденя

В день Крышня-Индрика, Коляда поднял над миром Камень Алатырь и спас его от Потопа. И этот камень был Его Кораблем.

4-6 коляденя

В день Велеса-Поворота (Перуна-Поворота, Корабль Коляды проплывал созвездия Китовраса, Перуна и Весов Велеса, и в эти дни Велес-Месяц сражался с Хорсом (4), а затем Велес-Коляда сражался с Перуном (5 и 6).

7 и 8 коляденя

Корабль Коляды проплывал созвездие Майи и Льва-Дажьбога. Коляда в сии последние дни пред рождеством явлен в образах своих родителей, Майи и Вышня-Дажьбога, он уже у последних врат, он помогает родителям встретиться и преодолеть все препятствия.

9  коляденя: вот и настал день Нисхождения Коляды.

Коляда родился на Земле, потом Коляда поплыл к своему рождению в Ирии в люлечке, потом вновь нисшел на Землю, и на Корабле Коляды он освободил отца Дажьбога из заточения во льдах.

10-22 коляденя (30 декабря — 11 января)

Колядования. Каждый день посвящен духу-покровителю одного из месяцев года. В эти дни волхвы читают но одному клубку песен из «Звездной книги Коляды».

Вспоминают о древних деяниях богов, о давно ушедших эпохах, а также гадают о предстоящем годе. Считается, что каким будет день, таким и грядущий месяц.

Начинают с дня Крышня-Коляды, потом поминают Индру, Китовраса, Скипера, Велеса, Майю, Дажьбога, Коляду, Купалу, Ладу, Белояра, Рода.

1-22 коляденя (21 декабря —11 января)

Святки. Новый год.

Вот и Зима-матушка прикатила в санях по Млечному Пути, а с нею сынок ее Мороз и внучка Снегурочка. А значит, пришли святки!

коляда

И там, где над лесами пролетели сани, где Мороз ударял волшебным жезлом, а Снегурочка рассыпала из рукава ледяные искры, там каждая веточка, каждая иголочка хвои сверкала кристаллами льда.

И не узнать лес, он стал садом Ирийским. И то не Зима, то корова Земун по саду похаживает, по небу Звездное Молоко разливает и хвостом по земле снег метет. А следом за матушкой идут Велес-Мороз с дочкой Снегурочкой.

Сколько же дел у них! Нужно весь мир выбелить, вычистить, серебром одарить. Прошло красно лето, осень золотая, пришла зима в белых нарядах, в короне серебряной, с ледяными алмазами.

И пора Старому Году уходить, а Новому рождаться. И для Старого Года сшит снежный саван, а для Нового Года расстелены пеленки.

В Древней Руси Новый Год отсчитывали с весеннего и с осеннего равноденствия. Но был и отсчет от зимнего солнцестояния, от Коляды до Коляды.

В весеннее равноденствие силы Яви, Весна, наконец одерживали верх над силами Нави, над Зимой. Вышень-Весна в этот день уже Юноша, он побеждает. И день становился больше ночи, и сей победе радуется природа.

А ранее, в зимнее солнцестояние, Он рождается. Он еще в люлечке, в пеленках. Ночь самая большая, а день самый маленький в Году. Но Вышень родился, и с этого дня Его силы будут расти, а день будет прибывать.

Родился Вышень. И Он являлся в древние эпохи Крышним и Велесом, Колядою, а потом Буддой, Азом Сотером, Езусом, Иисусом Христом и Бусом Белояром.

До сего числа (21 декабря), до Рождества Солнца, Рождества Бога, день убывал и ночь росла. И дабы жить по Природе, полагалось поститься.

И сей рождественский пост был самым длинным в году, он продолжался с 9 овсеня (29 ноября). Последние семь дней, в Колядину седьмицу, пост ужесточался, те, кто мог — голодали. И всем приписывалось не вкушать пищи в последний день Овсеня вплоть до появления первой звезды.

И вот звезда явилась! Родились боги Овсень и Коляда!

Потрудилась Злата Матерь… Ой, Коляда и Таусень! Потрудилась, потужилась — и родила Таусеня. Таусеня-то Овсеня! А с Овсенем Коляду!

«Веда Коляды»

Рождественский сочельник

И вот к люлечке Овсеня пришла Серая Уточка, та, что Мир творила вместе со Сварогом, та, что Алатырь укрыть хотела… Ох и хитрая, ой и странная… Служи, — говорит она Овсеню, — богу Черному!

Но не слушал ее Овсень, а слушал Матушку, служил он богу Белому. И стал он мосты мостить, пути прокладывать Трем Вышням: Крышню — первому, Коляде — второму, а третьему — Велесу. И по той то дорожке Матерь Божия и Вышний проезживали…

А люди к вечеру сочельника готовили «сочиво» («коливо») — кашу с медом и изюмом, и «сочевики» — пирожки с творогом, сладкие хлеба, политые вишневым вареньем. Каша на молоке и творог означали снег и небесное молоко, мед — солнечную сурью, изюм — ирийский виноград, вишня — райское древо Вышня.

Готовили маленькие сани из теста, сдобные булки в виде спелёнутого младенца, в виде уточек, оленей, медвежат. И со всеми этими героями разыгрывали сценки из Гамаюновых песен.

Первое вкушение пищи было на Рождество Овсеня (18-21.12) После долгого и строгого поста полагалось есть только растительную пищу, фрукты, квашения, и очень немного сочива и один «сочевик». В сам сочельник пост был особенно строгим, но накануне, в день Водяного Царя, многие уже принимали рыбу.

И вот в ночь сочельника после появления первой звезды на улицы выходят колядовщики. Идущий впереди несет на длинном шесте вырезанную из бересты рождественскую звезду. Вслед идут колежане-колядовщики и поют колядки, виноградья, вспоминая о том, как в давние времена кудесники шли вслед за звездой и искали Вышня:

Шли-брели по миру волшебники, говорили:

«Хотим достигнуть мы убежища бога Вышня!

Где пьют Суръю мужи святые,

что Всевышнего прославляют.

Ищем мы святую обитель,

где река: молочная плещет,

из сосцов Земун изливаясь.

Где Всевышнего след сверкает

ясным Солнцем в пречистой Сварге».

«Веда Коляды»

Обряды во время Коляды

Колежане славили Вышня, который обладает высшей силой, который дает счастливую долю в Прави, который отверзает перед ищущими врата Ирия.

Иные вспоминают о том, как в разные эпохи рождались Крышень, Коляда, Иисус Христос, Бус Белояр, и то, что каждый приход предвещала звезда Чигирь.

Колядовщики идут по улицам к храму, который на земле представляет небесный храм Солнца. Здесь жрецы устраивают общую трапезу, жертвоприношение и одаривают колядовщиков.

В полночь жрецы приносили бескровную жертву Овсеню —  печево в виде рождественской утки, в жертву Коляде —  печево в виде поросенка, в жертву иным богам печево в виде иных животных.

И каждое животное или птица означали божество из Гамаюновых песен. Кроме того, в ведические времена, выбирали соответствующих животных и птиц по селу – самых ухоженных, самых красивых, самых умных, украшали их, проносили-проводили по центральной улице селения с чувствующими песнями, славбами, почитая их как воплощение духа Богов.

А после празднества возвращали хозяевам или те преподносили их в дар волхвам на капище. Во времена Ночи Свароговой появились кровные жертвоприношения: тогда жрецы (от слова жар и жрать) закладывали этих животных, предварительно опоив особыми травами, вызывающими выход души с тела и, после того как душа покидала тело животного, его тело придавали огню в пожертву Богам.

Ныне сии обряды забыты, но хозяйки ко столу по-прежнему подают рождественские блюда. И если уж мы едим мясо, то и лишение жизни, так же, как и дарование оной, должно быть освящено обрядом.

Волхвы, стремящиеся достигнуть особых духовных сил, отказывались от мяса в эти праздничные дни и в это темное время. Иные же пировали и пели песни:

-Овсень, куда едешь?

-Мосты мостить!

-Кому ездить?

-Коляде государю!

-На чем ему ездить?

-На солнечной свинке,

-Чем погонять?

-Поросенком!

«Веда Коляды»

Как встречали новый год наши предки

В святки посреди стола лежал заливной поросенок, также запеченный в тесте окорок, утка в яблоках. Кроме того надо заметить, что славяне не разводили домашних свиней, ибо хватала дичины для редкого праздничного употребления мяса. А сия традиция пришла вместе с хазарами-христианами.

Возле стола стояли ветки вишни, зацветшей к Рождеству.

Подле избы или на площади пред капищем украшали игрушками живую елку – древо Велеса под коей были подарки и куклы Велеса-Мороза со Снегурочкой.

Вокруг елки или костра в лесу водили хоровод, означавший коловращение неба. В этот день Старое Коло, Старый Год заканчивался, и начиналось Новое Коло. Потому люди как бы заново рождались, начинали новую жизнь.

Кружится хоровод. Все взялись за руки и по кругу, по кругу… И это наша жизнь. Прошел, прокатился колесом год. От Коляды до Коляды, от холода-голода до лета-лада и снова к зиме, святкам, колядкам.

Кружатся люди в коло. И се Правь, небесный закон. И он от Сварога, от Небесного Коло. И небо ему подвластно, и земля. И попробуй, преступи закон, сколько сил-то нужно! Ведь сие коло — твоя колея…

Скорее, скорее!.. Раскручивается коло, вращается земля вокруг костра-солнца. И мы летим со всей Вселенною от рождения к смерти, к нави… и к новому рождению!

И летит над нашими головами, над дымом костра по звездной дороге Златорогий Олень:

— Гей, человек! Твой ли это круг? Твоя ли это судьба? То ли ты выбрал? То ли хотел? В это ли верил?

Накануне Коляды, в Карачун (1-16(21) декабря), а затем и в эти дни люди надевали маски, менялись ролями, каждый хотел попробовать себя в новой игре. Богатый играл нищего, раб становился барином. Шут играл роль князя, а князь становился шутом и т. д.

Это был прекрасный способ отпустить накопившийся негатив, страхи и проблемы – отыграть ту «харю», которая год мешала жить.

Иные наряжались нечистой силой или сварожичами-ясунями. В эти дни навь особенно сильна, она гуляет по белу свету и тоже ищет Коляду. А когда находит его в Ирии, насылает на него демонов, драконов, черных птиц. Но Крышень-Коляда уже родился, и он побеждает демонов.

Коляда наш, Коляда! Коляда Великий!

Великий-Пречистый! Пречистый и Божий!

И Божий Родитель!

Коляда наш, Коляда! Бессмертный и Божий!

И Светозарый! Бог Истинный, Сильный!

Боже наш, Боже! Наш Коло-Коляда!

Коляда наш Истинный!

И Белоснежный! Божественный! Ясный!

«Веда Коляды»

Гадания на святки

Первые Святки длились девять дней (9 врат Коляды, до рождения Буса Коляденя), потом двенадцать дней. И каждый день означал месяц будущего года. Потому в эти дни устраивали гадания о будущем, о том, каков будет урожай, будет ли свадьба, будет ли война.

Гадали в бане при свечах перед зеркалом (или над водой) о суженном, который должен был привидеться после заклинания: «Приди ко мне суженый-ряженый! Встань передо мной, как лист перед травой!».

Или складывали под перевернутое блюдо колечки, серьги гадающих и пели подблюдные песни. В каждом куплете предсказывали судьбу: кто заболеет, умрет, выйдет замуж или останется холостым, а потом вынимали предмет, чей он окажется, тому и была предсказана судьба.

Вот, например, как предсказывали в старину скорую свадьбу:

Сей, мать, муку, да пеки пирожки! К тебе сваты, ко мне женишки! Вот словечечко! Чье колечечко? Кому вынется, тому сбудется, Скоро сбудется, не минуется!

«Веда Коляды»

Гадали и совершали магические действия в эти дни и в храмах. Гадали об урожае, о войне, о больших народных делах. Так, например, бросали перед священным конем Перуна или Ярилы копье и переводили коня. Если конь перешагивал копье — быть миру, а если задевал — быть войне.

В эти же дни вступал в свои права новый избранный на вече князь, правивший семь лет от Коляды до Коляды, а старый уходил. Старый князь прощался со своими подданными, играя роль Старого Года, Старого Коляды.

В эти дни Старый Коляда (и представлявший его князь) шел по стране, призывал к миру. Вот как об этом сказано в «Книге Велеса» (Бус II, 4:10): «А те Свята приходят к нам. И первый Свято — Коляда, а другие — Яр и Красная гора, и Овсень Великий и Малый. И идут те Сбя-та, как мужи, от града до села огнищанского, и с этим на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам».

13 коляденя (1 января)

День Ильи Муромца (авеги (аватара) Перуна).

В этот день русская православная церковь также поминает святого Илью Муромца, мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры.

По свидетельству Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в XVII в., Илья Муромец жил за 450 лет до него, то есть в XII в.

Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (замечу, многие местные финно-угры по сию пору придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были христианами, сохранили жречество).

За то, что Илья Муромец был из племени мурома, говорит и его имя — искаженное финское Ильмаринен. Иль-маринен — это финский Перун, бог воин и кузнец, кова-тель. Впрочем, в этом селе могли жить и выходцы из Бело-горья-Кавказа — карачаевцы.

За свою непомерную силу, за ратные подвиги Илья Муромец, живший в XII в., почитался и славянами, и финно-уграми воплощением Громовержца (финнами — Ильма-ринена, славянами ведической веры — Перуна, либо Иль-ма, христианами — пророка Ильи).

В русских былинах об Илье Муромце образ богатыря слился с образом Перуна. В сущности, эти былины полностью сохранили тексты древних песен о Перуне.

Мифы о Коляде

Как два сокола летели.

Овсень и Коляда!

Там лето — здесь зима!

Как они летели —

все люди глядели.

Как они садились —

все люди дивились.

Как они вспорхнули —

все люди вздохнули…

«Книга Коляды», X в

Рождение Коляды и Овсеня приветствовали все небесные боги и все жители Земли. Услышал об этом и сам Сварог. Он послал с небес Огнебога Семаргла, дабы тот поклонился Коляде.

Семаргл сошел с небосвода, прилетел к Сарачинской горе, и увидел, что в глубокой пещере укрывается Златогорка, которая держит на руках младенца Коляду с книгой Вед в руках.

Майя и Коляда хотели пить, поэтому Семаргл ударил золотой секирой по Сарачинской горе. Из-за этого гора озолотилась и в ней раскрылась златая крыница. Из этой крыницы истекла живая вода — и ту воду стали пить Златогорка, младенец Коляда, и сама книга Вед.

Тут к горе съехались от сорока народов волхвы-колежане. Они видели, как Семаргл сошел с небосвода, видели младенца Божича и книгу Вед, и они также припали к источнику живой воды.

Коляда пришел в мир, чтобы вновь дать людям ведическое знание, которое уже давал Крышень, но которое они не уберегли. Потому, когда настал Вечер Дня Сварога, Всевышний воплотился на Земле богом Колядою. И настала эра Коляды.

Коляда явился как карающий лик Всевышнего. И явился он уже не у Алатырской горы, а у горы Сарачинской. Он явился, чтобы покарать демонов и принести Свет Ведического Знания. И Книга Вед стала учить царей и волхвов, собравшихся вокруг Сарачинской горы:

— В молодого Бога уверуйте!

В Коляду — Всевышнего Крышня!

Он сошел с небес Он пройдет по земле

И учить будет Вере Вед!

«Книга Коляды», X в.

И тогда цари и волхвы подносили Коляде дары -золото и серебро. Они зажигали свечи, пили медовую Сурью и славили Коляду: «Коляда наш Коляда! Коляда Святой! Святой Величайший! Великий — Пречистый! Пречистый и Божий! И Божий Родитель!»

Песни о Рождестве Коляды поныне исполняют во всех славянских землях накануне Нового года- В России — это колядки и виноградья. В «Веде славян» эти песни существенно дополнены. Например, там рассказывается, как Коляду рождают Вишна-бог и Злата Майка. Та же традиция была и на Руси, достаточно сравнить текст из «Веды славян» и «Книгу Велеса».

Потридиса Злата Майка.

Каледе нашъ Коледе!

Потриди са замочи са

Да роди си млада Бога!

Коледа Бога на земе- та.

Златна тоега носи,

та са шета ну земе-та

Уть града фаф-града,

Уть селу на селу, уть каша наката.

Потрудилась Злата Майя Ой,

Ой, Коляда наш Коляда!

Потрудилась, потужилась,

И родила млада Бога! 

Коляда бог на земле!

Он носит златой жезл.

он шествует по земле

от града Бел-града

От села к селу, от дома к дому..

Оригиналы и переводы из «Веды славянин», 1-5;1,1-37

И те Святы приходят к нам, и первыя Свято — Коляда, а другте Яр и Красноя гора, и Овсень великий и малый. И идут те Святы, как мужи от града до села огнищанского, и сними на землю мир грядет от нас к иным и от других к нам. «Книга Велеса», Бус 11, 4:5

ДЕТСТВО КОЛЯДЫ

Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.

И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.

Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.

И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.

Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:

Мы ходили, мы искали Коляду святого

На небе и на земле..

А нашли его в светлом Ирии!

Как во первом тереме — Красно Солнышко,

Во втором тереме — часты звездочки,

В третьем тереме — ясная Заря

«Книга Коляды», X в.

Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке — Хорс. У Хорса -золотая борода и усы. У Зари-Зареницы — кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам.

Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка — первый с медом Сурьей, второй — с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница, а Абриту — Коляда.

В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе — светлый Месяц, а в третье частый Дождик.

Стали гости спорить — кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он — важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он — важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво.

— Нет, над всеми вами — Великий Бог! Коляда — сын Вышня-Дажьбога! — возразили колежание. — Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце. Скажет Месяцу — тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!

А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать -как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:

— Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер!

Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.

— Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.

— Коляда, наш бог, молоденек! — ответили ей колежане. — Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дай-ка грудь молодому богу!

Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом — жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы.

Ее зубы — черные камни,

ее ноздри — в скалах пещеры,

ее груди — холмы, а волосья — кусты,

ее бедра — два горных кряжа,

ее руки — мосты над бездной,

а живот — иссохшее море

Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея.

Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку.

Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.

По земле он влачил одною губой,

обликов касался второю.

Его челюсти — словно ущелья,

зубы — будто вершины гор,

«Книга Коляды», X в.

Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти — сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце- концов разорвал его на части.

Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка — потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышне- Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине.

Сравни текст из «Веды славян» о Море-Юде и Коляде и предание о Путане (в русском языке имя сей ведьмы стало прозванием распутниц) и Кришне из 10-й песни «Шримад-Бхагаватам».

Стоела ми Мора Юда,

Я си е никой не виде,

Та си зела златна чеше,

Си пала си руйну вину,

Руйну вину тригодишну,

Фафъ вину-ту тровна билька

Тровна билька больинчева,

Подале си златна чаше

Ох. Си, мале, загинах си!

Люта ма отрава на серцу-ту 

Юттовори Мора Юда

Мора Юда Самовила:

Та посече малки деца!

Спуснали се облаци-те,

Облаци- те и магли- те,

Та си пещере закрыли. 

Бог да бие Мора Юда…

Чула ми Злата Майка…

Та са варна фъ пещере- та,

На Бога си дума и говори:

Хаде, Боже, мили сину…

Закара си Златна Книга,

Та си учи млади юнаци

Млади юнаци, малка моми!

Встала, вила Мора-Юда,

как — никто ее не видел,

и взяла ту злату чашу,

ту, где красное вино,

трехгодичное вино,

а в вине том травы были,

были ядовиты травы

Подает она ту чашу 

да погибнет пусть малец

от отравы лютой сердцу!

Говорила Мора Юда

Мора-Юда Самовила:

«Рассеку дитя малое! …»

Но спустились облака тут,

с неба о блака и мгла,

и пещеру ту укрыли. 

Бог же бьет ту Мору Юду…

Стала думать Злата Майка

да во той святой пещере,

говорила младу Богу:

«Боже, Сын мой, Ты иди,

и возьми ту Злату Книгу,

и учи младых юнаков,

юношей и красных девиц!

Оригинал и перевод из «Веды славян» Ш 12 420-523

Путана без позволения вошла в Гокулу… Обернувшись красивой женщиной, она переступила порог дома…. Положив младенца себе на колени, Путана положила Ему в рот сосок своей груди, помазанный страшным ядом.

Она надеялась, что как только Он возьмет в рот ее грудь, Он умрет. Однако маленький Кришна, быстро и зло схватив сосок, выпил отравленное молоко вместе с жизненным воздухом ведьмы. «Источник вечного наслаждения» Свами Прабхупады»

КОЛЯДА И РАДУНИЦА

Как Крышень много тысяч лет назад встретил дочь Солнца Ра — Раду, так и Коляда встретил дочь Хорса, внучку Ра — Радуницу Хорсовну.

— Радуница, сладкая дева! — воскликнул Коляда. -Ты пригожей Красного Солнца, и светлее ясного Месяца!

Радунице Коляда тоже приглянулся. И она сказала ему, что Хорс отдаст ее замуж за того, кто выиграет состязание: кто первым обскачет вокруг моря, тот и получит в жены его дочь Радуницу.

Коляда решил участвовать в состязании, ибо быстрее его Златогривого коня не было никого в целом свете. Узнал о скачках и Кащей, и тоже явился из Темного царства. Как поднялось Красное Солнце, всадники поскакали вдоль берега моря. Но как ни погонял Кащей своего коня, Коляда был впереди.

— Ай же ты, младой Коляда! — крикнул Кащей. — Что же ты коня не жалеешь — он такой не выдержит скачки!

Коляда осадил коня — и Кащей вырвался вперед, но затем вновь Златогривый обогнал его. И вновь Кащей крикнул Коляде, что6ы он дал передохнуть коню.

— Ты, Кащей, меня не обманешь! — ответил Коляда. — Конь мой скачет и гривой машет! Может мой Златогривый конь всю Вселенную обскакать!

Так Коляда прискакал первым.

-Мудрено ли конями мериться? — возмутился Кащей. — Лучше мы померяем силушку! Кто кого в борьбе пересилит, тот и замуж возьмет девицу!

Стали биться они на мечах, обломались у них клинки.

— Пусть рассудит нас Радуница, — предложил Кащей, -пусть она обломок клинка даст тому, кто более ей люб.

И Радуница дала обломок клинка Коляде, и вскоре они сыграли свадьбу. А потом отправились в Ирий к Хорсу и Заре- Зареннце. Через высокие горы Коляду и Радуницу перенесла на своих крыльях птица Гамаюн.

И родился у Коляды и Радуницы сын — бог Радогост.

Христианское толкование Святок и Колядок

Празднования Святок и Колядок перешли и в христианскую православную традицию. Но следует понимать и то, что дни празднования были нарушены. Так, Рождество (Коляду) было принято отмечать в IV в. на Никейском соборе 25 декабря, дабы вытеснить языческий праздник Рождения Солнца (день Митры).

Почему этот день приходился на 25 декабря, а не на 21, когда было солнцестояние?

Все дело в том, что при введении Юлианского календаря солнцестояние падало точно на 25 декабря, но потом за четыре века из-за прецессии оно отодвинулось на 21. (Подобным образом даты в Юлианском календаре двигаются и поныне, потому православное рождество ныне приходится на 7 января).

При введении Григорианского календаря даты были передвинуты, но не к изначальным датам Юлианского календаря, а к датам IV века, чтобы они соответствовали решениям Никейского собора. Нам же, чтобы вернуть все даты на свои места, нужно отказаться как от реформы календаря Юлианской, так и от Григорианской.

Потому день Рождения Солнца-Коляды мы приурочиваем к 21 декабря. В христианском календаре ему приблизительно соответствует день Николы Зимнего (19 декабря).

Через девять дней, когда Коляда пройдет 9 врат на Земле должен родится Бус Колядень. Кто он? Это тот Бус, что родится через 532 лет после Буса Бересеня, то есть в 3028 г. Соответственно, Бус Овсень родится в 3560 г., а Бус Эвлисень — в 4092 г. Они столь далеки от нас, что воздержимся от рассказа об их миссии.

25 декабря в народе отмечается день Спиридона-поворота. Подобен ему день Петра-поворота (25 июня). Это день, когда Солнце-Велес сражается с Перуном. Это день также можно понимать как день Велеса-Коляды. Победа его в сей день окончательна, день стал длиннее ночи.

Двенадцать последующих дней и в современном народном календаре (передвинуты на 12-дневие после 25 декабря) соответствуют 12 месяцам. А 1 января, день Ильи Муромца, соответствует также дню Ильма-Перуна, вращающего Коло Времян.

23 коляденя (12 января)

Велес и Кащей. День Похищений.*

Через  звезду Семериду 23 коляденя в год Воскресения Буса проходила а Рака.

В этот день также, как 21 кресеня, почитали священный камень Алатырь (либо два камня, Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни — Бури Яги).

В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярила.

Также в День Похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады (Тельца) Кащей похитил у Дажьбога его супругу Марену. От связи Кащея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

24-30 коляденя (13-19 января)

Дочери Велеса и дочери Кащея.

30 коляденя (19 января)

Сочельник. В сии дни, как и 24—30 кресеня, поминают 7 Берегинь, 7 дочерей Велеса.

24 коляденя — русалку Рось.

25 коляденя — Дарью-Оку.

26 кресеня — Поману.

27 коляденя —Раду.

28 коляденя — Радуницу.

29 коляденя шестую дочь — Снегурочку.

30 коляденя поминают седьмую дочь — Пленку.

Сии Берегини оберегают людей от демониц, дочерей Кащея и Марены, лихоманок, насылавших на людей болезни. Потому в сии дни также заговаривали демониц.

Главной силой этих заговоров было называние демониц по именам:

«Трясея, Огнея, Глядея, Храпуша, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша» (из заговора XVIII в.).

«Хрипуша, Ло-мея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха» (из заговора XIX в.).

Заговоренные двенадцать трясовиц-лихорадок должны были отступиться от человека.

«Стану я (имя рек) благословясь, пойду к синему морю, на синем море — бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Жива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, общипывает у лебедя белое перо. Как отскочило, отпрыгнуло белое перо, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя рек) родимые огневицы, горячки и лихорадки (перечислить все), с буйной головушки, с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца… С ветру пришла — на ветер пойди, с воды пришла — на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди отныне и до века».

От болезней волхвы и ведуньи лечили также травами и освященной водой, которую брали на празднике Водосвятия 1 бересеня (20 января), которую капали на определенные места тела человека через камень с дырочкой (этот оберег назывался «куричим богом»).

Христианское толкование

Дни 13 января (св. Маланья, Васильева Коляда) и 14 января (Васильев день — Василий Великий), подобны дню Петра и Павла (Петровки) 12 июля. Очевидно, что эти дни вытеснили дни почитания Велеса.

На Маланью или под Василья, то есть 13 января, в народе говорили: «Под Василья ведьмы крадут месяц». Также: «Охала Маланья, что уехал Ананья. Охнет и дед, что денег нет».

Очевидно, сии поговорки остались в память о похищении Велесом Дивы, а также Кащеем Марены. Маланья в данном случае и есть Марена сего дня, а Ананья в данном случае заменил Кащея, о коем и охала Маланья-Марена.

Память о куричем боге принял Сильвестров-день, 15 января. В этот день и в соседние крестьяне также проклинали 12 лихоманок, дочерей Кащея. Выгоняли нечистую силу и на Малахию, 16 января: «На Малахию хлев метелками обмахивай».

В этот же день говорили также: «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти».

Если же и впрямь в сей день у коров пропадало молоко, то крестьяне обращались за помощью к святому Власию (Велесу), который держит золотые ключи, коими отмыкает вымя у коров.

Как встречали Корочун

корочун

Корочун (1 сиченя) 17.12

Как стемнеет, собирается весь люд на капище. Жрец разводит обрядовый костер, вокруг которого собирается народ. Когда Огнь разгорится особенно сильно, бросают в него трех слепленных из снега кукол. Если скоро загаснет пламя под слезами кукол, знать Коляда будет богат ясными-ведренными днями, если долго дымить будет — жди метелей да морозов лютых.

После вся процессия отправляется в лес, где вырубают толстую дубовую колоду — бадняк. С развеселыми песнями несут бадняк в дом, где будет проходить общее торжество.

Внеся бадняк в дом, жрец приветствует уже собравшихся. Бадняк обмазывают медом и посыпают зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда бадняк разгорится, все собираются близ очага за накрытым праздничным столом и начинают страву.

После стравы жрец идет к очагу и начинает бить кочергой по горящей дубовой колоде так, что искры летят во все стороны. Бьет, а сам приговаривает пожелания, столько бы было у всех собравшихся счастья — сколько искр вылетит.

После жрец принимает от хозяев дома «честницу» — хлеб с запеченной в нем монетой и разламывает ее, разделяя между трапезничающими. Кому достанется кусок с монетой — того ожидает в скором времени счастье.

Огонь бадняка поддерживается до самой Коляды.

Как праздновали Хорсов день

Хорсов День (6 сиченя) 22.12

«На Хорса медведь в берлоге поворачивается на другой бок». Солнце с этого дня поворачивается с Зимы на Лето — «После Хорса день на гусиную лапу прибывает».

Собирается народ на капище, песни поет Хорсу Светлому, хороводы водит.

Хоре Свет Поворот

Стоит прямо у ворот,

 Колесо в руке несет,

Красно Солнышко зовет.

Разгорайся, Солнце красно,

Ты на свете не погасло!

Ходят среди хоровода ряженые «Конь» и «Коза», собирая в мешок святу требу Хорсу Святому. Неожиданно выбегает из леса с рычанием-кричанием хозяин лесной — медведь.

Пробивается он через хоровод и отнимает у козы требный мешок да обратно в лес норовит уйти. Среди празднующих выбирается молодец, побивающий медведя и отбирающий Хорсову требу. Медведя же гонят в лес со словами: «Спи Миша, спи. Комоедин жди!».

А к вечеру разжигают по горам и пригоркам костры и катают с них колеса огненные.

Как праздновали Коляду

коляда

Коляда (11 сиченя) 27.12

«На Коляду прибыло дню на куриную ступню». Идет в этот день молодежь толпой веселую по подоконью, останавливаясь там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольцами» колбасы, оладьями.

Умываются снеговою водой по утру, в этот день, и девицы красные — чтобы без белила белыми быть, без румян румяными. Примечают в этот день по снегу какому лету быть, какому урожаю.

C этого дня солнце поворачивает на лето, a зима на мороз. На Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Если на Спиридона светло,чистоновогодье простоит морозным, ясным.

По народным преданиям солнце c этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник. Снова красное солнышко на Спиридона принарядится и просветлеет, и коровка на нем бoчок сeбе нагреет. Садится в свою коляску золоченую, запряженную тройкой огненных коней, и выворачивает их на летнюю дорожкy.

Зима ходит c сего же дня в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночью топить печи. Если зима ходит пo полю, то за ней вереницами ходят метели и просят дела. Если ходит по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кyет воду в три аршина.

На Солнцеворот медведь ворочается, переворачивается, как и солнышко, в берлоге c одного бока на другой. Шутили: «Медведь и не умывается, да здорово живет».

Собирались в этот день русичи на возвышенных (ближних к небу) местах и приветствовали всеобщим ликованием появление на небесном своде красна солнышко. Рaдуясь победе света над силами тьмы, разжигали они в честь Дажьбога-Солнца костры и скатывали c гор горящие колеса, приговаривая: «Колесо гори-катись, c весной красного вернись!»

Евстрат солнышку рад

C Евстрата наблюдали за погодой в течение двенадцати суток, до 7 января, каждый день показывает погоду одного месяца следующего года: какая погода 26 декабря, такой будет январь месяц, 27 декабря — февраль, 28 декабря — март и так далее, a 6 января указывает на погоду декабря нового года.

Присловья про солнышко-колоколнышко:

Солнце — князь земли, a луна — княжна.

Взойдет красно солнце, прощай, светел месяц.

И на солнышке не круглый год тепло живет.

И красное солнышко на всех не угождает.

Солнышко восходит, барских часов не спрашивается.

Солнышко, солнышко, выгляни в окошeчко: твои детки плачут, по камешкам скачут, сыр колупают, в окошко кидают.

Еще в конце Х1Х-го века детвора, выбегая в этот день за околицу деревни, выкрикивала солнцу такие слова:

«Спиридон-свет-поворот, Стоит прямо y ворот, Колесо в руке несет, Красно солнышко зовет, Разгорайся солнышко красно, Ты на свете не погасло!»

Со дня Спиридона начинались детские катания на ледяных горках, которыми они способствовали солнышку сдвинуться c места, подойти поближе к земле-матушке и обогреть ее своими лучами!

Новый год — к весне поворот. Декабрь венчает календарь. Подошел к концу старый год, a в снежных вихрях мчится грядущий Новый год.

Крестьяне замечали: если на этот день будет на деревьях иней, то Святки будут теплыми, поэтому просили: «Аггей — иней сей», но «Коли на Аггея сильный мороз, то он простоит до Крещения».

Время детского веселья, игр. Дети c утра до вечера пропадали на горках — катались на cалазках, ледышках, старых корытах и облeденелых рогожах. Припевали:

Леденье пришло,

Зиму в дом принесло,

B сани коней запрягло,

B путь-дорожку вывело,

Снег заледенило,

Лед на рeчке вымело,

Ребят в санки усадило,

C горки покатило.

Существовало oчень много способов и приспособлений для спуска c гор. Скатывались в лаптях, подмороженных снизу жидким коровьим навозом.

Также приспосабливали для катания старое решето, подмороженное снизу навозом и водой. Для тепла в решето ук­ладывали сено или солому, также изготавливали ледянки из болотных кочек, иногда c лубяным ободом от решета.

B промежyтках между катаниями лепили из снега бабу, взявшись за руки, ходили вокруг нее и пели.

Водосвятие (28 сиченя)

12.01-18.01(по старому стилю) и 18-21 (по новому).

Собирают в этот день снег, приносят домой и сыплют в колодец, дабы вода в колодце изобильна была и не загнивала. У того, кто не позабудет это сделать, хоть все лето ни капли дождя, а колодец полным-полнехонек.

Берегут натаявшую воду и в кувшинах, считая ее целебною ото всех болезней. Добавляют эту воду в корм лошадям — чтоб не зябки были; дают и курам.

А также запасают на год для всяких обрядов, омывают тела иль хотя б руки, сердце и главу. Чувствуют Коляду, вошедшего в Правь и омывающегося в 3х священных реках Ирия.

comments powered by HyperComments

Похожие статьи